В небольшом волжском городке Балакове ходил в школу
влюбленный в звезды мальчишка. Товарищам Гена Голобоков давно заявил: вырасту
— стану астрономом.
Неудачный прыжок во время купания—
перелом шейного отдела позвоночника. Шло время, одна больница сменяла другую.
Он начинал понимать, что ему уже не подняться с постели.
Геннадий мечтал о таком совершенстве человека, когда уже не будет преград
его замыслам и делам. «Космическая мазурка» — люди танцуют в космосе... без
скафандров. «Одоление недоступности» — мозг используется до предела. Его
полотна рассказывают о достижениях ученых («НИИ генетики», «Череп Кучума»), о
преобразовании Земли («Человек и машина»), о единстве людей и природы («Утро
Сибири — завтра»).
На одном «фантастическом» полотне Голобокова мы видим оружие. Картина
называется «Раскоп». Люди будущего раскопали поле давнего боя: покореженный
ствол пушки, хвост самолета, гусеницы танка... Персонажи картины потрясены.
Можно прочесть их мысли: «Неужели это было когда-то?» Было! А у героев
«Раскопа» за плечами — крылья. Они добились удивительных побед духа, мысли,
человеческого гения. И эти победы пришли, когда навсегда замолчали пушки.
Другое полотно — «Памятник». Посланец Земли высекает бюст Циолковского. Рядом женщина с младенцем на руках. И на эту мертвую, без счастливого детского лепета, планету пришла жизнь.
В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника — молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонируются на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, XXIV Международном конгрессе по астронавтике в Баку, на выставках в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне, Улан-Баторе, Вьентьяне, на Мадагаскаре... Их высоко оценили космонавты В. Севастьянов, П. Попович и другие. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США, в Хьюстоне.
Пробовал свои силы Г. Голобоков и в поэзии. Лирика его полна напряженных
раздумий, далека от описательности. Каждое событие для него — повод поговорить
о проблемах, которые беспокоят всех нас. Его «космические» стихотворения, как и
картины, привлекают читателя прежде всего остротой поставленных проблем,
размышлениями о путях человечества, о будущем Homo sapiens — человека разумного.
...Подрамник помещался на груди. Одной рукой Голобоков
держал картину, другой — кисть. Руки быстро уставали.
Иногда после единственного мазка он просил отставить полотно. Рука с кистью
едва дотягивалась до середины холста. Чтобы дать возможность Геннадию писать
верхнюю часть картины, её переворачивали. Приходилось с этим мириться.
Так работал самодеятельный художник Геннадий
Григорьевич Голобоков. Он не сдался. Он знал, что человек может победить любые
обстоятельства, если у него хватит мужества для борьбы.
Творческий путь художника начинался с полотен,
посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе
многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова.
Главный герой — молодой, счастливый и сильный человек-созидатель.
Вскоре к Голобокову пришло признание. На Всесоюзных и Всероссийских
выставках самодеятельных художников Геннадий получает несколько наград, а в
юбилейном 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного
изобразительного искусства, ему вручают диплом и медаль. Но самый высокий
творческий взлет ждал его впереди, когда он обратился к научной фантастике.
Раздумьям о будущем, о призвании и возможностях человека посвящены все
картины Голобокова. Главную тему своего творчества художник определил так:
психология людей будущего. Впоследствии в статье, подводящей итоги короткой
жизни Г. Г, Голобокова, журнал «Техника — молодежи» напишет:
«Пожалуй, именно
за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления
«психологической фантастики» в научно-фантастической живописи».

Чем же занят человек будущего? Картина «Сеятель». Раскаленная,
растрескавшаяся земля уходит за горизонт. Космонавт разбрасывает семена. Уже зеленеют первые ростки. И верится: необжитая, умирающая планета станет прекрасной.
растрескавшаяся земля уходит за горизонт. Космонавт разбрасывает семена. Уже зеленеют первые ростки. И верится: необжитая, умирающая планета станет прекрасной.
Другое полотно — «Памятник». Посланец Земли высекает бюст Циолковского. Рядом женщина с младенцем на руках. И на эту мертвую, без счастливого детского лепета, планету пришла жизнь.
Как-то, сообщая о своих новых работах, Голобоков написал мне, что это
«картины, глядя на которые, ты непременно начнешь размышлять». Именно стремлением
разбудить фантазию зрителя, заставить его задуматься о завтрашнем дне и следует, вероятно, объяснять секрет большой популярности полотен Г. Голобокова. Каждая его картина — призыв к действию.
В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника — молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонируются на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, XXIV Международном конгрессе по астронавтике в Баку, на выставках в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне, Улан-Баторе, Вьентьяне, на Мадагаскаре... Их высоко оценили космонавты В. Севастьянов, П. Попович и другие. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США, в Хьюстоне.
Член Союза художников СССР, летчик-космонавт А. Леонов так оценивал
творчество Голобокова:
«Его картины на космическую тему, жизнеутверждающие,
отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном
уровне, являются, мой взгляд, заметным явлением в новом, «космическом», направлении
изобразительного искусства».
Стихи Г. Голобокова неоднократно печатались на страницах областных газет,
журнала «Техника— молодежи». В 1986 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел коллективный сборник «Последняя высота», самая большая поэтическая
тетрадь его принадлежит перу Геннадия Голобокова.
Шли годы, и тяжелые приступы стали чередоваться со зловещей
последовательностью. Он предвидел неизбежное и работал, работал. Стремился
успеть написать еще хотя бы одно полотно. Он не давал себе передышки.
Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали
рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР,
действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и
члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова.
Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он
стал.

Неверное название. Картина называется "Ковёр-самолёт".
ОтветитьУдалитьНазвание верное, авторское. Дело в том, что некоторые картины известны зрителям не под авторскими названиями, а под теми, которые давали картинам Голобокова журналисты (а именно В.Д. Захарченко). Это и произошло с картиной "Утро Сибири - завтра". Сейчас кртина хранится в Балаковском городском выставочном зале.
УдалитьРассказ памяти Геннадия Григорьевича Голобокова, художника, поэта, исследователя Будущего:
ОтветитьУдалитьhttp://samlib.ru/editors/a/andrej_s_k/leningrad1.shtml
https://www.youtube.com/watch?v=KvteIR1xXCI