Для Балакова эта улица историческая. Образовалась она в первой половине
XIX века на месте почтового зимнего траста по маршруту Саратов— Вольск — Самара.
К 80-м годам девятнадцатого века эти два жилых массива слились в одно село
Балаково с населением около 13 тысяч жителей. Село стало преуспевать на хлебной торговле, а также за счет сбыта сплавляемого по Волге леса. И улица Николаевская играла важную роль, как часть транспортной магистрали Заволжья.
В какое-то время она
являлась раздельной (пограничной) полосой- дамбой между двумя жилыми массивами (участками)
первопоселенцев села Балаково. То есть делила Балаково на две части. Первая часть поселенцев ставила дома вдоль высокого берега реки Балаковки.
Другая часть балаковцев предпочла высокий берег вдоль озера Линева.
Балаково с населением около 13 тысяч жителей. Село стало преуспевать на хлебной торговле, а также за счет сбыта сплавляемого по Волге леса. И улица Николаевская играла важную роль, как часть транспортной магистрали Заволжья.
Знаменита она и теми историческими событиями, которые происходили на ней,
и своей архитектурой. Эта старая улица помнит не только звон колокольчиков
почтовой тройки, но и гулкий стук
кандалов о булыжную мостовую проходивших
по ней арестантов-народников во второй половине XIX века.
Оставил свой след на ней и первый в мире гусеничный трактор волжского
механика Федора Блинова, построенный в селе Балаково более ста лет назад.
Это было
самое бойкое место на улице до революции. Здесь можно было слышать многоязычную
речь народностей Поволжья: мордвы, татар, чувашей, казахов, немцев и русских
крестьян - старообрядцев. Особенно многолюдно было на улице в Троицын день,
когда в селе проходила ярмарка. Наезжали сюда известные купцы и торговцы.
В
доме под номером 68 жил первый «мэр» города – Иван Мамин, имевший первый
автомобиль в городе.
Помнит улица и революционные песни, колонны демонстрантов-рабочих из
союзов металлистов и грузчиков. Здание Союза металлистов размещалось здесь же
на улице Николаевской, 59 в доме Видункина. От этого дома осталось только
полстены фасадной части. А в доме № 113, в бывшем купеческом клубе, в 1917 году
была провозглашен на Советская власть в
Балакове. 6 марта 1918 года здесь был митинг по поводу гибели первого военкома
Григория Чапаева.
Помнит
улица слезы матерей и жен, провожавших своих сыновей
и мужей на первую империалистическую войну, а также на гражданскую. В доме-музее
В. И. Чапаева есть историческая фотография отряда красногвардейцев Семена Шкарбанова.
Сфотографировались будущие чапаевцы на улице Коммунистической на
перекрестке с ул. Заовражной, а 17 апреля 1918 года на ул. Коммунистической был
траурный митинг по поводу трагической смерти трех рабочих (это Миронов И. И.,
Лаврентьев И. И. и Карпухин Федор). Они были убиты во время сбора хлеба.
На
перекрестке с ул. Вольской находится военкомат. Отсюда в 1941 году балаковцы
провожали своих сыновей на Великую Отечественную войну. Помнит улица и
стихийную демонстрацию 9 мая 1945 года, когда ее жители узнали радостную весть
о Победе над гитлеровской Германией. На ней встречали балаковцы своего героя
Юрия Пыркова и других победителей.
Интересна
улица и своей архитектурой, гражданскими и
промышленными застройками. Эта улица дала России два известных предприятия.
двигателей типа «Русский дизель». А в 1909 году на
западной окраине улицы возник специальный завод нефтяных двигателей и
тракторов. Это первое тракторное предприятие России. Здесь же на ул.
Николаевской в доме № 9 жил с 1910 по
1922 год пионер отечественного дизелестроения, владелец завода, изобретатель
Яков Васильевич Мамин. Об этом говорит нам мемориальная доска, уступленная в ноябре 1976 года.
В доме 311 родился в 1906 году известный писатель Николай Иванович Мамин.
Так что, если изучать историю улицы, можно открыть еще немало редких имен, прославивших наш город и Россию. К сожалению, нам не известны имена архитекторов и строителей, которые
так искусно ставили на улице деревянные резные флигели, одно- двухэтажные
особняки из красного кирпича.
Известно только, что кирпич изготавливали рабочие кирпичного завода Ел. Ник. Ливановой, а среди подрядных артелей в 1900 году была артель плотников Гр. Ст. Юданова, а лесом торговали Мих. Прокоф. Лобанов, П. Г. Шошин и М. Д. Стародубцев. Особенно выделяются своей красотой два здания. Это дом № 100, где сейчас размещается музей истории Балакова,
и дом № 75 — Дом Пионеров (усадьба-музей Паисия Мальцева). Первое здание принадлежало купцу хлеботорговцу Василию Власовичу Голованову, а второе построено в начале XX века на средства купца-коллекционера старообрядческой литературы Паисия Мальцева.
Известно только, что кирпич изготавливали рабочие кирпичного завода Ел. Ник. Ливановой, а среди подрядных артелей в 1900 году была артель плотников Гр. Ст. Юданова, а лесом торговали Мих. Прокоф. Лобанов, П. Г. Шошин и М. Д. Стародубцев. Особенно выделяются своей красотой два здания. Это дом № 100, где сейчас размещается музей истории Балакова,
и дом № 75 — Дом Пионеров (усадьба-музей Паисия Мальцева). Первое здание принадлежало купцу хлеботорговцу Василию Власовичу Голованову, а второе построено в начале XX века на средства купца-коллекционера старообрядческой литературы Паисия Мальцева.
Интересна
улица Коммунистическая и в житейском плане. Как все здесь было продумано с
точки зрения удобства проживания! 100
лет назад улицу начали выкладывать булыжником. В подвозе камня использовали
вагон и трактор Ф. А. Блинова. По обочинам
улицы сделали канавы - для ливневых вод, уходивших самотёком из города. На пересекающихся
улицах выкладывались из кирпича мостки и туннели для стока воды. Сохранился
такой мостик на ул. Чапаева и Коммунистической. Раньше пожарная команда следила,
чтобы эти канавы не засоряли жильцы. Вдоль улицы стали высаживать деревья:
ветлы, тополя, вязы.
К сожалению, современные жильцы не очень следят за чистотой тротуаров и
сточной канавы. Да и деревья нуждаются в лучшем уходе. Высаженные к конце сороковых годов
садовником Гр. Ив. Петровым вязы уже состарились.
Полезное дело по благоустройству улицы, начатое нашими дедами, нужно нам
развивать дальше.
Вообще, есть задумка сделать улицу Коммунистическую — своеобразным музеем под
открытым небом.
Давно уже нужно пока всё не потеряли
ОтветитьУдалить