Николаевская улица



Для Балакова эта улица историческая. Об­разовалась она в первой половине XIX века на месте почтового зимнего траста по маршруту Саратов— Вольск — Са­мара.


В какое-то время она являлась раздельной (пограничной) полосой- дамбой между двумя жилыми массивами (участками) первопосе­ленцев села Балаково. То есть делила  Балаково на две части. Первая часть поселенцев ставила дома вдоль высокого  берега реки Балаковки.
Другая часть балаковцев предпочла высокий берег вдоль озера Линева.

К 80-м годам девятнадцатого века эти два жилых массива слились в одно село
Балаково с населе­нием около 13 тысяч жи­телей. Село стало преуспевать на хлебной тор­говле, а также за счет сбыта сплавляемого по Волге леса. И улица Ни­колаевская играла важ­ную роль, как часть транспортной магистрали Заволжья.
Знаменита она и теми историческими события­ми, которые происходили на ней, и своей архи­тектурой. Эта старая улица помнит не толь­ко звон колокольчиков почтовой  тройки, но и гулкий стук кандалов о булыжную  мостовую проходивших по ней аре­стантов-народников во второй половине XIX века.
Оставил свой след на ней и первый в мире гу­сеничный трактор волж­ского механика Федора Блинова, построенный в селе Балаково более ста лет назад.





По осени эту улицу заполняли сотни крестьянских подвод с зерном. Рядом с улицей была Хлебная площадь и Троицкая церковь. Там сейчас квартал, ограниченный улицами Урицкой, Кормежинской, Харьковской и Коммунистической.


Это было самое бой­кое место на улице до революции. Здесь мож­но было слышать много­язычную речь народно­стей Поволжья: морд­вы, татар, чувашей, ка­захов, немцев и русских крестьян - старообряд­цев. Особенно многолюд­но было на улице в Тро­ицын день, когда в селе проходила ярмарка. На­езжали сюда известные купцы и торговцы.


В доме под номером 68 жил первый «мэр» города – Иван Мамин, имевший первый автомобиль в городе.


Помнит улица и рево­люционные песни, ко­лонны демонстрантов-рабочих из союзов ме­таллистов и грузчиков. Здание Союза металлис­тов размещалось здесь же на улице Николаев­ской, 59 в доме Видункина. От этого дома ос­талось только полстены фасадной части. А в доме № 113, в бывшем ку­печеском клубе, в 1917 году была провозглашен на Советская  власть в Балакове. 6 марта 1918 года здесь был митинг по поводу гибели перво­го военкома Григория Чапаева.

Помнит улица слезы матерей и жен, провожавших своих сыновей и мужей на первую им­периалистическую войну, а также на граждан­скую. В доме-музее В. И. Чапаева есть ис­торическая фотография отряда красногвардейцев Семена  Шкарбанова. 

Сфотографировались бу­дущие чапаевцы на ули­це Коммунистической на перекрестке с ул. Заовражной, а 17 апреля 1918 года на ул. Коммунистической был траур­ный митинг по поводу трагической смерти трех рабочих (это Миронов И. И., Лаврентьев И. И. и Карпухин Федор). Они были убиты во  время сбора хлеба.
На перекрестке с ул. Вольской находится военкомат. Отсюда в 1941 году балаковцы провожали своих сыно­вей на Великую Отече­ственную войну. Помнит улица и стихийную де­монстрацию 9 мая 1945 года, когда ее жители узнали радостную весть о Победе над гитлеров­ской Германией. На ней встречали балаковцы своего героя Юрия Пыр­кова и других победите­лей.


Интересна улица и своей архитектурой, гражданскими и промышленными застройками. Эта улица дала Рос­сии два известных предприятия.

На восточной окраине в 1899 году был открыт братьями Маминами чугунолитейный ме­ханический завод по про­изводству 
двигателей типа «Русский дизель». А в 1909 году на запад­ной окраине улицы возник специальный завод нефтяных двигателей и тракторов. Это первое тракторное предприятие России. Здесь же на ул. Николаевской  в доме № 9 жил с 1910 по 1922 год пионер отечественно­го дизелестроения, вла­делец завода, изобрета­тель Яков Васильевич Мамин. Об этом говорит нам мемориальная доска, уступленная в ноябре 1976 года.
В доме 311 родил­ся в 1906 году извест­ный писатель Николай Иванович Мамин.

Так что, если изучать историю улицы, можно открыть еще  немало редких имен, прославивших наш город и Россию. К сожалению, нам не известны имена ар­хитекторов и строителей, которые так искусно ставили на улице деревян­ные резные флигели, одно- двухэтажные особня­ки из красного кирпича.
Известно только, что кирпич изготавливали рабочие кирпичного завода Ел. Ник. Ливано­вой, а среди подрядных артелей в 1900 году была артель плотников Гр. Ст. Юданова, а лесом торго­вали Мих. Прокоф. Ло­банов, П. Г. Шошин и М. Д. Стародубцев. Особенно выделяются своей красотой два зда­ния. Это дом № 100, где сейчас размещается му­зей истории Балакова, 
и дом № 75 — Дом Пионеров (усадьба-музей Паисия Мальцева). Первое здание при­надлежало купцу хлебо­торговцу Василию Власовичу Голованову, а второе построено в на­чале XX века на средства купца-коллекционе­ра старообрядческой ли­тературы Паисия Мальцева. 


Интересна улица Ком­мунистическая и в жи­тейском плане. Как все здесь было продумано с точки зрения удобства  проживания! 100 лет на­зад улицу начали выкла­дывать булыжником. В подвозе камня исполь­зовали вагон и трактор Ф. А.  Блинова. По обо­чинам улицы сделали канавы - для ливневых вод, уходивших самотёком из города. На пересекающихся улицах выкладывались из кирпича мостки и тунне­ли для стока воды. Сохранился такой мостик на ул. Чапаева и Ком­мунистической. Раньше пожарная команда сле­дила, чтобы эти канавы не засоряли жильцы. Вдоль улицы стали высаживать деревья: ветлы, тополя, вязы.

Усадьбы в кварталах отделялись высокой кирпичной стеной - брандмауэром  (от распространения пожа­ров).

К сожалению, совре­менные жильцы не очень следят за чистотой тро­туаров и сточной кана­вы. Да и деревья нуж­даются в лучшем уходе. Высаженные к конце сороковых годов садов­ником Гр. Ив. Петровым вязы уже состарились.
Полезное дело по бла­гоустройству улицы, на­чатое нашими дедами, нужно нам развивать дальше. 

Вообще, есть задумка сделать улицу  Коммунистическую — своеобразным музеем под открытым небом.

1 комментарий :