Дмитрий Захарович Тарасов, лейтенант, командир звена 21-го дальнебомбардировочного полка, родился 25 сентября 1916 года в с. Большой Кушум Балаковского района в семье крестьянина. В 1935-1938 годах учился в Энгельском военном авиационном училище лётчиков. В предвоенные годы служил в авиационных частях Одесского военного округа. За высокие показатели в лётно-тактической подготовке имел 12 благодарностей и денежных наград от командования.
Звание Героя
Советского Союза Дмитрию Захаровичу Тарасову присвоено
посмертно 20 июня 1942 года за беззаветное мужество и героизм, проявленные
при выполнении боевого задания. Свой объятый пламенем самолет отважный
офицер направил на скопление вражеских танков, первым повторив бессмертный
подвиг Николая Гастелло. Это произошло на шестой день войны.
27 июня 1941
года, на шестой день войны, полк, в котором служил Тарасов,
получил задание задержать колонну фашистских танков и автомашин,
двигавшуюся в восточном направлении по дороге Хрубешув—Сокаль. В первой
пятерке шла машина Тарасова – бомбардировщик «ДБ-3».
Вот и цель.
Грязно-зелёные пятнистые немецкие танки, увидев самолёты, попытались
сползти с дороги в придорожные заросли. Бомбардировщики сделали первый
заход. Борис Ерёмин из экипажа Тарасова точно
выложил серию бомб на фашистские танки. Бомбы точно легли в цель. На земле
виднелись дымившиеся танки и автомашины. Среди фашистов возникло
замешательство, на дороге образовалась пробка, солдаты соскакивали с
автомашин и разбегались в разные стороны.
Лейтенант Тарасов сделал
второй заход и так же удачно сбросил на противника очередную серию бомб. В
это время налетели вражеские истребители Me-109. Стрелок-радист Борис
Капустин и стрелок Сергей Ковальский открыли огонь по фашистским
стервятникам и отогнали их. Но вскоре одному из «мессеров» все-таки удалось
сбоку подойти к бомбардировщику и с близкого расстояния выпустить длинную
пулеметную очередь. Правый мотор машины задымил, затем вспыхнул.
Крутым пикированием Тарасов пытался
сбить пламя, однако из этого ничего не получилось. Нестерпимо жгло руки,
дым разъедал глаза. Борис Капустин схватился за грудь — ранило. Тарасов
резким скольжением на крыло еще раз пытался погасить огонь, но снова
безуспешно. Он посмотрел вниз. Танковая колонна врага возобновила движение
в сторону наших истекавших кровью войск, с трудом сдерживавших
превосходящие силы противника. В эти минуты командир экипажа твердым
голосом отдал по радио свой последний приказ:
— Ребята, кто может,
выбрасывайтесь с парашютом. Иду на таран. Иду на таран! Прощайте!..
Объятый пламенем
бомбардировщик пошел в пике. Один за другим покинули машину штурман
лейтенант Борис Еремин и Сергей Ковальский. Тем временем самолет с
оставшимися бомбами врезался в самую гущу врагов. Огромной силы взрывом
было уничтожено несколько танков и автомашин противника. Тарасов и
Капустин погибли.
Танковая колонна
фашистов была задержана на несколько часов.
Во время спуска
на парашюте лейтенант Еремин был замечен гитлеровцами. Они решили взять
его в плен. Но штурман выхватил пистолет и выпустил всю обойму в бегущих к
нему врагов, убил несколько из них. Отважный офицер получил ранения и упал
без сознания. Фашисты схватили Еремина и на глазах местных жителей
отрубили ему голову.
По-иному
сложилась судьба Сергея Ковальского. Опустившись на парашюте, он скрылся в
лесу. С обожженным лицом, раненный осколком снаряда, он едва добрался до
ближайшего села. Это были Иваничи Волынской области. Жители спрятали его от
фашистов, помогли залечить раны.
Штурман Борис Дмитриевич Еремин, так же, как и
командир экипажа Тарасов, был посмертно удостоен звания Героя
Советского Союза. Младший сержант Сергей Иванович Ковальский и ефрейтор
Борис Григорьевич Капустин награждены орденом Красного Знамени.
ДБ-3 — дальний бомбардировщик
ДБ-3 — дальний бомбардировщик.Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30.
С 1938 г. самолеты типа 1936 г. для отличия
от последующих модификаций стали называть ДБ-3Б.
Трудоемкость снизилась только в Ил-4 при коренном изменении
всей конструкции. Фюзеляж был по конструкции проще крыла, в нем
не было лонжеронов из стали. Узловые шпангоуты были коробчатые,
как и рамы жесткости под фонарь, турель, люки, места подвески бомб
и др. Толщина обшивки крыла и фюзеляжа почти везде 0,6 мм,
рулей — 0,4 мм. Полетная масса опытного образца была 6250 кг.
Масса пустого самолета без вооружения и съемного оборудования была
сначала около 4200 кг. Постепенно масса возрастала по мере усложнения
оборудования, а также вследствие конструктивных усилений
и производственных утяжелений. В поздних серийных, уже
ремонтированных экземплярах, она дошла до 5270 кг,
а полетная перегрузочная масса в разных вариантах нагрузки
доходила до 9700 кг. Вооружение: три пулемета ШКАС, иногда пушка
ШВАК в носовой установке, позднее — ШКАС (300 патронов). Экипаж —
три человека. На сиденье летчика — 9-мм бронеспинка. Бомбовая нагрузка
— в нескольких вариантах — от 1000 до 2500 кг.
На испытаниях ЦКБ-З0 показал скорость 335 км/час
у земли и до 415 км/час на высоте 4800 м.
Дальность полета — 4200 км.
Средняя скорость по маршруту протяженностью почти
8000 км достигала 348 км/час. В предвоенные годы заводы
построили несколько тысяч самолетов ДБ-З и его вариантов, в том
числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота.
Несмотря на то, что он был принят к серийной постройке
еще в 1936 г., в предвоенный период он оставался
современным бомбардировщиком, не уступавший по главным
показателям основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии
Хейнкель и имевший определенные резервы дальнейшего совершенствования.
Такая ситуация сложилась благодаря тому, что разработка проекта ДБ-З была
основана на новых для того времени технических концепциях, заключавшихся,
в частности, в использовании крыла с большей нагрузкой
на площадь в сравнении с современными ему самолетами
аналогичного назначения. В результате ДБ-3 при значительно
меньших размерах и весе имел существенно большую скорость полета.
Год разработки
1936 год
Всего
произведено
-
Экипаж
3 человека
Масса
Пустого- 5270
кг
Взлетная -9500
кг
Габариты
Длина
14,22 м
Высота
4,19 м
Размах крыла
21,44 м
Площадь крыльев
65,5 м²
Летные характеристики
Двигатель
2×М-87А
Мощность
2×950 л.с.
Максимальная
скорость
439 км/ч
Крейсерная
скорость
400 км/ч
Потолок
практический
9300 м
Дальность
полёта
4200 км
Вооружение
Пушечное
-
Пулеметное
3×7,62 мм ШКАС
Бомбовое
2500 кг
В период Второй Мировой войны авиационные части, вооруженные
самолетами ДБ-3, действуя в основном ночью, наносили по врагу
мощные бомбовые удары.
Мне доводилось работать с архивными документами по этому авиаполку. В личном составе находились два носителя фамилии Капустин. В экипаже Тарасова был ДМИТРИЙ Григорьевич Капустин, 1918 г.р. (Осн.: ЦАМО, ф.15, оп.11304,д.188; ЦАМО, ф.58,оп.818884,д.3). 2-й -- Капустин Николай Григорьевич, 1913 г.р., г.Симферополь, ст.серж., возд.стрелок. Погиб 30.10.1941 г. (ЦАМО, ф.58,оп.818883,д.425; ЦАМО, ф.58, оп.818883, д.418). С именем Борис этой фамилии не встречал.
Мне доводилось работать с архивными документами по этому авиаполку. В личном составе находились два носителя фамилии Капустин. В экипаже Тарасова был ДМИТРИЙ Григорьевич Капустин, 1918 г.р. (Осн.: ЦАМО, ф.15, оп.11304,д.188; ЦАМО, ф.58,оп.818884,д.3). 2-й -- Капустин Николай Григорьевич, 1913 г.р., г.Симферополь, ст.серж., возд.стрелок. Погиб 30.10.1941 г. (ЦАМО, ф.58,оп.818883,д.425; ЦАМО, ф.58, оп.818883, д.418). С именем Борис этой фамилии не встречал.
ОтветитьУдалить