ФЕДОР АБРАМОВИЧ БЛИНОВ

Механик-самоучка Федор Абрамович Блинов родился в деревне Никольской бывшей Черкасской волости (ныне Вольского района) 25 июля. Из-за отсутствия регистрации дня рождения Федора Блинова в метрических книгах официальной церкви (1827-1833 гг.) существует предположение, что Блинов родился в 1827 году или в 1831 году. Найденные А.А. Деревянченко ревизские сказки и метрические книги церкви Знаменской помогли уточнить многие биографические сведения из жизни изобретателя и его детей. В части второй "О бракосочетании" за 11 января 1861 г. Значится имя и возраст жениха: "...деревни Никольской графа Уварова крестьянин Федор Абрамов Блинов, православного вероисповедания, первым браком 29 лет..." Поскольку акт является документом-первоисточником, то смело, можно сказать, что Федор Абрамович Блинов родился в 1831 году.
Федя Блинов рос худеньким, но крепким, выносливым и смелым пареньком. Ему нравилось учиться грамоте. Часто бывал в мануфактурных мастерских, где работали крепостные крестьяне, а так же заглядывал в черкасскую кузницу.
Самой большой мечтой крепостных крестьян в те годы было получить вольную грамоту. Мечтали о том и Блиновы. Дед Иван сказывал Феде: у кого руки золотые, талант народного умельца, те могут вырваться на свободу путем  " содеяния невиданного доселе механизимуса", подивив своих господ и царя.
Однако везло не всем умельцам. Не смог получить вольную до самой отмены крепостного права и Никольский умелец Федор Блинов. А с 1861 года, согласно манифесту от 19 февраля, крестьянин Федор Блинов числился "временно обязанным" дворян Уваровых еще двенадцать лет.
В молодости Федор Блинов не раз встречался со своим барином, который за природную силу и смекалку послал Федора работать в сельскую кузницу, а в период отправки зерна баржами по Волге его же включал в артель грузчиков, чтобы семья смогла оплатить денежные подати.
Тяжелая и однообразная работа в деревенской кузне вскоре, однако, стала томить Федора. Он мечтал поучиться у опытных мастеров, которые жили в Саратове, Сормове и Нижнем Новгороде. Федор Блинов стал подрабатывать на Волге в период навигации, кочегаром, потом помощником машиниста, а с осени до весны трудился в барской кузнице, занимаясь починкой сельхозинвентаря, господских карет. Вскоре Блинов стал наведываться в волостное село и в город к грамотным людям, у которых выпрашивал газеты, журналы и книги о сельскохозяйственных орудиях и снарядах.
Своими силами, своим умом, не кончая каких-либо учебных заведений, Федор Блинов - будущий великий изобретатель, пробивался к знаниям. В самообразовании виделся ему выход из деревенской темноты и суеверия.
Не раз доводилось видеть Блинову на проселочных дорогах вереницы застрявших подвод бедных крестьян-переселенцев. Сердце обливалось кровью, когда на глазах забивали насмерть упавших в грязь лошадей. И с каждым годом все больше задумывался Никольский кузнец о постройке особых вагонов - производительного вида гужевого транспорта. Позже Блинов стал думать и о создании самохода, который заменил бы труд тяглового скота.


Получив в 1870-е годы долгожданную и полную свободу, Федор Блинов снова подался на Волгу. Блинов, работая на пароходе "Геркулес” помощником, а потом машинистом и помощником механика, изучал паровые машины новых типов. Паровая машина Федору казалась живым существом, могучим исполином. Он с помощью механика изучил все ее повадки, научился предупреждать и чинить неполадки.
В общении с умными людьми и книгами Федор Блинов черпал знания о паровых машинах. Он узнал, какие двигатели ставятся на пароходы, а какие служат стационарными установками и находят применения в промышленности и сельском хозяйстве.
Долго ли, скоро ли, а начертил Блинов эскизы и в конце 1877 года изготовил по ним модель вагона.

Федор Блинов шел к цели своим путем, который подсказывал ему сама жизнь. Упорный труд сельского умельца, в конце концов, увенчался успехом: он блестяще разрешил принцип поворота и буксировки целого поезда из вагонов на бесконечных цепно-образных рельсах. И, как все гениальное, простым оказался способ управления гусеничным трактором, предложенный и осуществленный несколько позже.


Волжский механик-самородок создал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, будь то грузовая платформа, состав ли пассажирских, грузовых вагонов с паровозом или трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран, самоходные строительные леса или танк, самоходная артустановка. Это блиновский принцип был открыт не где-нибудь в столичных апартаментах, а в Российской глубинке, в краю бездорожья и земледелия, в деревне Саратовской губернии.


После демонстрации вагона в г. Вольске не договорившись с Вольской знатью о использовании и производстве вагона (поезда), Федор Абрамович вместе с семьей переехал в соседнее село Балаково.
Случалось, что крестьяне из одного населенного пункта строили в Балакове свою улицу. Поэтому на улице Никольской Блинов встретил многих земляков. Знакомые крестьяне-старообрядцы помогли семье Блинова поставить на соседней Александровской улице деревянный дом за номером 103 (ныне Пролетарская 123б).

На новоселье к Блиновым заглянул и купец Михаил Трофимович Мальцев, получивший, как говорили в Балакове, земельный надел как герой Севастопольского сражения.
Опытный механик оказался весьма выгодным работником для купца Мальцева. Трудясь, целые дни в его кузнице, Федор Абрамович лелеял надежду открыть через год-другой собственное предприятие. Он уже решил, что будет выпускать пожарные насосы. Трубы паровые, водяные краны. Спрос на них, полагал, будет. Пожары - бедствие в засушливом Поволжье.
Но в кузнице Мальцева чугунный корпус и бронзовый цилиндр насоса блинов не мог отлить. Для этого нужно литейное производство-вагранка и медеплавленная печь: без них не обойтись. Собрался уходить Ф.А. Блинов из кузницы Мальцева, чтобы заняться самоходной машиной, свое дело открыть. Мальцев уговаривал остаться в кузнице, но напрасно. Однако на сыновей Мальцева разговоры о новой технике подействовали. Паисий часто стал заходить не только в кузницу, но и бывать под разным предлогом в доме Блиновых.


Однажды он увидел в шкафу у Блиновых толстую древнюю книгу в потертом кожаном переплете "Григорий Богослов". Редчайший экземпляр. Паисий стал просить Блинова продать эту книгу, за любую цену.
Дело-то не в деньгах, - ответил, слегка улыбаясь, Федор Абрамович. - Вот ежели бы ты помог мне построить самоход, я бы подумал..., потому как это тоже святое дело...
Уговори отца побыстрее оформить мне расчет и дать взаймы денег на постройку завода.
Получив кредит, Федор Абрамович, не мешкая, занялся строительством цехов будущего чугунолитейного завода. Первое блиновское предприятие находилось между заливом Сазанлея и Сухой пристанью длинными деревянными лабазами, куда ссыпали общественный хлеб на случай засухи (ныне на месте первого блиновского завода - территория химико-технологического техникума).
Все выезжающие из села, с ярмарочной площади, непременно оказывались у завода Блиновых. Он специально выбрал бойкое место.
С первого предприятия Блиновых, собственно и началась машиностроительная промышленность в Балакове.

На этом первом машиностроительном предприятии Балаково в 1880-е годы работало от 20 до 40 мужчин и около 20 подростков. Многих из них Блинов - заводчик брал к себе "на хлеб", для чего пришлось при заводе открыть столовую.
Середина 80-х годов была самая напряженная в жизни Блинова. Не так-то просто организовать производство доходной продукции — пожарных насосов. Отвлекали мелкие заказы крестьян и купца Мальцева, от которых нельзя было отказаться. Если когда и удавалось выкроить часть металла для паровоза, детали опытного образца отливались и обрабатывались во внерабочее время и в тайне от кредиторов.
В закупке металла и металлорежущих станков с ременным приводом Блинову помог немец-коммерсант Роберт Карлович Эрт. Он стал кредитором и фактически компаньоном Блинова. Через год-другой Блинову удалось договориться с Эртом о том, чтобы он взял на себя выпуск и продажу конных молотилок, а сам изобретатель занялся производством и рекламой пожарных насосов собственной конструкции и паровозом ("паровоз для проселочных дорог, отапливаемый нефтью" - гусеничный трактор).
Через некоторое время Эрт вышел из компаньонства, думая, что с паровозом завод прогорит, и потребовал деньги за свои акции на завод.
Почти все, что приобрел Федор Абрамович от продажи первой партии пожарных насосов, пришлось отдать акционеру. Зато Блинов стал теперь полноправным владельцем чугунолитейного завода в селе Балаково.

Изготовление пожарных насосов вскоре стало серийным производством, за ним приходилось постоянно следить владельцу завода. Для доработки проекта и постройки первого образца гусеничного трактора Блинову оставались лишь воскресные дни да долгие зимние вечера.

В сборке самохода (трактора) участвовали доверенные и опытные мастера, с которыми сдружился Федор Абрамович. И вот все лето 1889 г., не прекращая производства пожарных насосов, Блинов обкатывал по дорогам на окраине Балаковской строптивый паровоз.
В 1889 г. в Саратове открылась губернская выставка, затеянная Саратовским сельскохозяйственным обществом, но имела значение всероссийской, так как в Саратов привезли изделия со всех концов империи. И хотя Блинов не привез на выставку главного своего изобретения, талант механика-самородка здесь не могли не заметить. Пожарный насос блиновской конструкции поместили в каталог, а для испытания насоса в действии выделили специальное место, где соорудили легковоспламеняющиеся постройки.

"Изделие Блинова Федора, кустаря из Балакова, пятнадцать баллов. Первое место... - по дальности струи и по высоте ее, и по мощности удара водяного столба, и по продолжительности и надежности работы насоса". По общим результатам выставки Блинов получил серебряную медаль.

В 1892 голодном году Блинов из-за болезни закроет на время завод. Но газеты, технические журналы, своды патентов то и дело писали о тех или иных технических новинках, и к Блинову пришло как бы второе дыхание.
1 марта 1893 г. Он вновь открыл свой завод. Обновил старые цеха, заново выстроил погоревшую вагранку и добавил пристройку к литейному цеху - медеплавильный участок. Поставил новые ворота. Сверху на них стала красоваться новая вывеска «Чугуномеднолитейный механический завод Блинова А.Ф.».

Позже Федор Абрамович выполнил важный заказ купцов-лесоторговцев Лобановых: в Канинском затоне был спущен на воду новый буксир "Василий Лобанов". Продолжалась работа по изготовлению самохода (гусеничного трактора).

И вот настал погожий день, когда изобретатель решился показать новый самоход людям. Паровоз был широкий более двух метров, длиной около пяти метров. Высота до платформы - почти метр. Котел в диаметре более метра и высотой около полутора метров. Через семь лет после саратовской выставки Федор Абрамович решился показать специалистам и широкой публике свое изобретение. 20 мая 1896 году он отправил свой второй образец гусеничного трактора буксиром "Василий Лобанов" вверх по течению, на выставку в Нижний Новгород.
На выставке он получил бронзовую медаль за пожарный насос, и только похвальный отзыв за такое важное изобретение.
Потеряв всякую надежду на помощь промышленников в производстве гусеничных тракторов, вернувшись с выставки, Блинов решил сам открыть такой завод в Балакове. В 1898 г. вернулся из Петербурга младший сын Порфирий Блинов, который тут же включился в отцовское дело, поставив его на широкую ногу. Вместе с отцом Порфирий увлеченно работал над созданием четырехтактного двигателя внутреннего сгорания собственной конструкции. Большие надежды Федора Абрамовича возлагал на младшего сына Порфирия, получившего инженерное образование.
Много времени провел изобретатель за чертежной доской. Много книг перечитал. Не одно испытание провел за чертежной доской. Много книг перечитал. Не одно испытание провел на опытном двигателе, пока в ходе эксперимента "шлифовалась" его идея. Он придумал внутри крышки цилиндра маленький колосник, куда через лючок закладывал перед пуском двигателя горящие угли, взятые из горна кузницы. В ходе экспериментов выяснилось, что от углей закоксовываются поршень, кольца и цилиндр. Тогда он решил вместо углей нагретый медный лист использовать. Так родился запальник - еще одно изобретение Блинова, (в последствии многие заводчики-изготовители двигателей возьмут на вооружение простой конструкции блиновский запальник.)
Изобретение нового типа четырехтактового двигателя внутреннего сгорания, работающего на сырой нефти; дало право Блиновым открыть на рубеже 19-20 веков новое производство с названием.


Источники: 
1. Деревянченко А. Крестьянский сын: К 155-летию со дня рождения Ф.А. Блинова. Документальный очерк. // Огни коммунизма. - 1987.- 7 января.
2. Деревянченко А.А. Волжский самородок : страницы жизни Ф.А. Блинова / А.А. Деревянченко. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.-176 с.
3. Деревянченко А. Детство Феди. Из записок краеведа: К 155-летию со дня рождения Ф. А. Блинова /А. Деревянченко // Огни коммунизма. - 1986. -12 июля.
4. Деревянченко А. Отрочество: Из записок краеведа / А. Деревянченко // Огни коммунизма. - 1986. - 26 июля.
5. Деревянченко А. "Древо" Блиновых / А. Деревянченко // Огни коммунизма.- 1986.- 5 июля.
6. Исаева А.С. В ожидании воли : Очерк о Ф. Блинове / А.С. Исаева // Огни коммунизма.- 1986. - 11 октября.




Комментариев нет :

Отправить комментарий