![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjt9jHGYyDiXTz7Txg6rOF8r01tchLGHXZzleXikrrkcTfy67k5hOoeNzpVc3dG26yWIKyB4ctQuo38A4d_fzbopMh55FfXDazo1EA1XY6dbxN4iPndE8OOtYzLe8HJaYbBHMmNPWmqawbD/s1600/%25D1%2588%25D0%25B8%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD+%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE.jpg)
В Советской Армии с 1938
года. Во время Великой Отечественной войны — с января 1944 г. по май 1945 года —
сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе 2-й воздушной
армии на 1-м Украинском фронте. Принимал участие в освобождении Правобережной
Украины, Польши, Чехословакии и в разгроме гитлеровцев на территории
Германии. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии
награжден двумя орденами Красного Знамени (1944,
1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной
Звезды (1955) и медалями «За боевые заслуги» (1949), «За
освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в
Великой Отечественной войне 1941—1944 гг.» и пятью другими медалями. Звание Героя
Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Якову
Васильевичу Шишкину присвоено
27 июня 1945 года за 244 успешных боевых вылета, участие в 36 воздушных боях и
19 лично сбитых самолетов противника.
Капитан Шишкин — отличный летчик. Он летал ведущим группы
истребителей на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков,
прикрытие боевых порядков своих войск и переправ через реки
Южный Буг, Вислу и Одер, на штурмовку и разведку противника, свободную «охоту»
и перехват вражеских самолетов. Какое бы задание ни выполнял, всегда выходил
победителем. 4 февраля 1945 года Шишкин вместе с ведомым
лейтенантом Кириченко поднялись с аэродрома близ Бреслау (ныне г. Вроцлав) с
целью проверки работы моторов. Опробовав моторы, летчики пошли на посадку. В
этот момент Шишкин по
радио услышал призывы о помощи. Наш летчик сообщал, что ведет неравный бой с
истребителями противника.
Доложив обстановку на командный пункт, Шишкин направился в
сторону Бреслау. При подходе к городу
он заметил четырех «фокке-вульфов»,
атакующих сверху наших «аэрокобр» (истребитель американского производства),
оказавшихся в очень невыгодном положении. Разогнав скорость до максимальной и
прикрывшись дымами от многочисленных пожаров, Шишкин атаковал вражеские
самолеты. С близкого расстояния отважный летчик сбил одного «фокке-вульфа». Другие стервятники
покинули район боя. Поблагодарив Шишкина покачиванием
крыльев, «аэрокобры» ушли на свой аэродром. В этот момент в небе появились
два «мессершмитта». Шишкин и Кириченко набрали высоту.
Заметив советских летчиков, фашисты решили уклониться от боя. Резким
пикированием, прячась в дыму, они стали уходить на свою территорию. Советские
летчики неотступно преследовали их. На высоте бреющего полета гитлеровцы,
видимо, решили, что ушли от опасности, и сбавили скорость. Шишкин это
почувствовал сразу же по быстрому сближению с врагом. С короткой
дистанции он дал очередь
по одной из вражеских машин. «Мессершмитт» вспыхнул и врезался в землю близ своего аэродрома.
В другой раз — 22 марта 1945 года — капитан Шишкин вылетел ведущим группы
из четырех Як-3 на
прикрытие наземных войск в районе Штейнау. На высоте около 4 тысяч метров он обнаружил 12 «фокке-вульфов» и 6
истребителей Me-109. Несмотря на численное превосходство противника,
Шишкин со своими летчиками атаковал гитлеровцев, расстроил боевой порядок «фоккеров» и вынудил их
сбросить бомбы на свои войска. В воздушном бою, длившемся 15 минут, советские
летчики сбили два вражеских самолета, один из которых упал на землю от меткой
очереди командира эскадрильи.
В послевоенные годы Я. В. Шишкин окончил курсы при
Краснознаменной Военно-воздушной академии. Одним из первых он стал летать на
сверхзвуковых истребителях. В 1957 году за высокие показатели в боевой
подготовке и освоение полетов в сложных метеоусловиях награжден орденом
Красной Звезды.
Умер 27 декабря 1979 года.
Комментариев нет :
Отправить комментарий