ПОНОМАРЕВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ — художник. После окончания живописного
отделения Пензенского художественного училища в 1963 году Пономарев приехал в Балаково. Маленький
провинциальный город стал тогда центром масштабного строительства. В искусстве
дух времени выразился рождением «сурового стиля», тяготевшего к общественно
значимой тематике, монументальности, динамике, плакату. Пономарев выбрал тогда
путь гравера. Возможно, это было обусловлено обстоятельствами, но все же
сделано не случайно. Пригодились его собранность, терпение, упорство, чтобы
овладеть трудоемким и кропотливым ремеслом. Путь от замысла к воплощению не
дается в гравюре без усилий и опыта, а результат — не вполне предсказуем.

Суровому
стилю отвечала линогравюра, дающая крупную лаконичную форму, активную энергию
штриха. Линогравюры охотно брали на выставки, тиражировали, эстамп
распространялся в качестве украшения современного жилища. Пейзаж, городской пейзаж, портрет — по сей день основные темы
графики Пономарева, отвечающие лирической
направленности его творчества. В основном пейзажами он был представлен на
областных, зональных, республиканских и зарубежных выставках. Запомнились его
прозрачные степные пейзажи 1970-х гг. Степь окружала художника с детства (он
родился в Волгоградской области), окружает и теперь, в заволжском Балакове.
В
1991 году Михаил Яковлевич был принят в Союз художников России.
Пономарев
строит ясные, спокойные композиции, избегая как тесноты, так и незаполненности
пространства, равномерно распределяя свет и тени. Волны холмов и изгибы
степных речек, редких рощ, деревушек и облаков складываются в ладную мелодию.
Она звучит негромко, сердечно, отчетливо... Сквозная серебристость линогравюры
хорошо передает характер открытого степного ландшафта.
В
1980-е гг. Пономарев переходит к офорту. Смена техники означает потребность в
новых художественным средствах, является
знаком изменения художественных ориентиров, творческого развития. В руках
художника — уже не резец, а гравировальная игла, более свободная в своем
движении на плоскости и послушная воле рисовальщика. Шкала тоновых градаций в
офорте дает возможность разнообразных художественных решений.
Можно
заметить, что портреты и пейзажи Пономарев стремится решать как сюжетные
картины. Городские улицы являются для него постоянным источником сюжетов.
Художник не скрывает своей нежности к сохранившимся старым постройкам, ценит
их индивидуальность, особенность атмосферы, образующейся вокруг них. Сама
офортная техника способствует передаче тонких состояний в пейзаже. Особенно
красивы миниатюрные пейзажи Пономарева.
В
жизни современного города зримо соединяются времена и жизненные уклады. В одной
из гравюр в поле зрения художника попадает фигурка торопливо идущей девушки,
а также дворовой собаки, приостановившейся
рядом. Видим мы и частный дворик: кто-то вышел на крыльцо оглянулся на кошку,
прыгнувшую на сарай. Еще действующее лицо-
сорока на скворечнике, высматривающая что-то внизу... Заснеженные крыши
«частного сектора» осенены деревьями. Над ним глухие торцы бетонных новостроек.
Все вместе объединяет настроение мягкого зимнего дня, раздумчивое и
неторопливое наблюдение художника, созерцающего жизнь, в которой нет деления на
главное и второстепенное.
Закрывая
папку с гравюрами Пономарева, невольно представляешь портрет их автора.
Кажется, что главная его черта — основательность во всяком деле, привычка
доходить до всего собственным разумением, сердцем и трудом, не соблазняясь
легкостью заимствования. Это положительность личности автора питает художественные
впечатления от его картин.
Источник: Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с. - ISBN 978-5-91369-020-3 (в пер.)
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий