ПОНОМАРЁВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ




ПОНОМАРЕВ МИХАИЛ ЯКОВ­ЛЕВИЧ — художник. После окончания живописного отделения Пензенского художественного училища в 1963 году  Пономарев приехал в Балаково. Малень­кий провинциальный город стал тогда центром масштабного стро­ительства. В искусстве дух време­ни выразился рождением «сурово­го стиля», тяготевшего к обще­ственно значимой тематике, мону­ментальности, динамике, плакату. Пономарев выбрал тогда путь гравера. Воз­можно, это было обусловлено об­стоятельствами, но все же сдела­но не случайно. Пригодились его собранность, терпение, упорство, чтобы овладеть трудоемким и кро­потливым ремеслом. Путь от за­мысла к воплощению не дается в гравюре без усилий и опыта, а ре­зультат — не вполне предсказуем.

Суровому стилю отвечала ли­ногравюра, дающая крупную ла­коничную форму, активную энер­гию штриха. Линогравюры охотно брали на выставки, тиражирова­ли, эстамп распространялся в ка­честве украшения современного жилища. Пейзаж, городской  пейзаж, портрет — по сей день основные темы графики Пономарева, отвечающие лирической направленности его творчества. В основном пейзажа­ми он был представлен на област­ных, зональных, республиканских и зарубежных выставках. Запом­нились его прозрачные степные пейзажи 1970-х гг. Степь окружа­ла художника с детства (он родил­ся в Волгоградской области), окружа­ет и теперь, в заволжском Бала­кове.
В 1991 году Михаил Яковлевич был принят в Союз художников России.

Пономарев строит ясные, спокойные композиции, избегая как тесноты, так и незаполненности простран­ства, равномерно распределяя свет и тени. Волны холмов и изги­бы степных речек, редких рощ, деревушек и облаков складывают­ся в ладную мелодию. Она звучит негромко, сердечно, отчетливо... Сквозная серебристость линогра­вюры хорошо передает характер открытого степного ландшафта.

В 1980-е гг. Пономарев переходит к офор­ту. Смена техники означает по­требность в новых художественным  средствах, является знаком изменения художественных ориентиров, творческого разви­тия. В руках художника — уже не резец, а гравировальная игла, бо­лее свободная в своем движении на плоскости и послушная воле рисовальщика. Шкала тоновых градаций в офорте дает возмож­ность разнообразных художественных ре­шений.

Можно заметить, что портреты и пейзажи Пономарев стремится решать как сюжетные картины. Городские ули­цы являются для него постоянным источником сюжетов. Художник не скрывает своей нежности к со­хранившимся старым построй­кам, ценит их индивидуальность, особенность атмосферы, образу­ющейся вокруг них. Сама офортная техника способствует переда­че тонких состояний в пейзаже. Особенно красивы миниатюрные пейзажи Пономарева.

В жизни современно­го города зримо соединяются вре­мена и жизненные уклады. В од­ной из гравюр в поле зрения ху­дожника попадает фигурка тороп­ливо идущей девушки, а также дворовой собаки, приостановившейся рядом. Видим мы и частный дворик: кто-то вышел на крыльцо оглянулся на кошку, прыгнувшую на  сарай. Еще действующее лицо- сорока на скворечнике, высматривающая что-то внизу... Заснеженные крыши «частного сектора» осенены деревьями. Над ним глухие торцы бетонных новостроек. Все вместе объединяет настроение мягкого зимнего дня, раздумчивое и неторопливое наблюдение художника, созерцающего жизнь, в которой нет деления на главное и второстепенное.



Закрывая папку с гравюрами Пономарева, невольно представляешь портрет их автора. Кажется, что главная его черта — основательность во всяком деле, привычка доходить до всего собственным разумением, сердцем и трудом, не соблазняясь легкостью заимствования. Это положительность личности автора питает художественные впечатления от его картин.

Источник: Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с. - ISBN 978-5-91369-020-3 (в пер.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий