КАНИН АЛЕКСАНДР ИГНАТЬЕВИЧ


КАНИН АЛЕКСАНДР ИГНАТЬ­ЕВИЧ (1877-1953) — режиссер и актер.
Родился в Балакове в декабре 1877 года в семье служащих саратовского страхо­вого общества «Саламандра», насле­довал русскую, калмыцкую, мордовскую кровь, очень любил лоша­дей.
В 1883 году осенью в Балакове проездом из-за границы дал концерт знаменитый скрипач-виртуоз В.Н. Марцинкевич.
«Ослепительное освещение от доброй дюжины керосиновых ламп и четырехсвечных бра, — вспоминал потом А. Канин, — рас­франченная публика (дамы — в платьях с турнюром, мужчины — в сюртуках), сам концертмейстер во фраке и его поющая скрипка произвели на меня такое ошелом­ляющее впечатление, что я тут же, на концерте, решил, когда вырас­ту большой, переменить профес­сию: козлы извозчика, которые неотвратимо манили меня, ото­шли в туман моего далекого шес­тилетнего прошлого, и в будущем я себя видел только скрипачом».
Марцинкевичу понравился го­рячий прием балаковцев, и он ос­тался в Балакове. Музыкант посе­лился в квартире Каниных, где в отведенной ему комнате и от­крыл «целый класс консервато­рии», преподавая уроки скрипич­ного мастерства. Канин тоже зани­мался у музыканта. 

Вот как он об этом вспоминал впоследствии: 
«Самым молодым по возрасту учеником его был я.  Самым спо­собным,  по его отзывам, был тоже я. Это не мешало ему доказывать мне, сколь горек был корень уче­ния, ибо одно из условий, заклю­ченных им с моим отцом, приго­товить меня через два года к по­ступлению в Московскую консервато­рию, давало ему право быть не только учителем музыки, но и моим бесконтрольным воспитателем. Пользуясь этим, он переносил на­казания из бытовой плоскости в профессиональную, заставляя меня за то, что я, скажем, разбил окно, сыграть вне времени, поло­женного на урок, 150-200 гамм, стоя на коленях. И смычок его час­то «имел хождение» по моим паль­цам, если я, обливая слезами вер­хнюю деку скрипки, ошибался хоть на четверть тона.
Сколько я выстрадал, знала только грудь моя, да подоплека, да замусоленная и облитая горькими слезами школа Мазаса. Как бы там ни было, но я соприкоснулся с ис­кусством, и это было началом моей художественно-творческой деятельности.
Популярность моя все росла. Особенно после того, как я сидел за пультом оркестранта маленько­го оркестра, управляемого моим
воспитателем. Популярность перешла границы возможного да во время спектакля небольшой заезжей труппы я заменил моего учителя за дирижерским пультом, в то время как он, увлеченный купцами-меценатами к столу с закусками, оказался не в состоянии стоять не только за дирижерским пультом, а и вообще».
Первый спектакль, который увидел Канин, был поставлен по пьесе А. Н. Островского «Лес». «Я быстро подружился с актерами, и они выпросили у отца решение участвовать мне в пьесе  «Бедность — не порок» в роли Егорушки, а потом, очевидно, уверившись в моем таланте, дали мне еще роль Пети в драме «Испорченная жизнь».
За каждый выход мальчик  получал и первую «зарплату»: коробку конфет. Театральное крещение произошло в 1884 году. Через год  Канин отправился в свои первые гастроли вместе со своим учителем. Это тоже было условием «контракта» с отцом мальчика. Ему уже шел восьмой год, но его представляли, как «6-летнего вундеркинда виртуоза-скрипача Сашу Канина». Этот дуэт объездил немало волжских городов. Яркие впечатления этих концертов остались на всю жизнь. Особенно от больших концертных залов.
«Я со скрипкой стою у рампы сцены, вожу по струнам смычком. Послушная скрипка издает глубокие, живые звуки, которые иной раз кажутся собственным голосом. Я сливаюсь с ними, забываю о залах, людях, о сцене, переношусь в какой-то чудесный мир детских грез. В зале на одно мгновение воцаряется безмолвие, и раздаются оглушительные шум­ные аплодисменты».
Впереди замаячила консерва­тория. Но все планы разруши­лись. Спустя несколько дней пос­ле того, как Канин вернулся с гастро­лей, скончался отец. Мальчику было всего восемь лет. Саша вме­сте с семьей переехал в город Вольск, к своему двоюродному деду, хлеботорговцу-судохозяину Ф. Плигину. Он старообрядец и хотел отдать мальчика в один из Черемшанских монастырей близ города Хва­лынска, однако тот отказался. Канин окончил сначала министерское, затем реальное училище.
В 13 лет он уезжает в Саратов, где выступает на сцене Народно­го театра Общества трезвости. Осенью 1902 года Канин едет в Москву и поступает в студию самого из­вестного режиссера В. И. Немиро­вича-Данченко, берет уроки у его соратника и не менее знаменито­го К.С. Станиславского. Со сту­дийцами встречается кумир тог­дашней молодежи М. Горький, который читает свою новую пье­су «На дне». После окончания сту­дии Художественного театра в 1904 году Канин вер­нулся в Саратов, где стал рабо­тать в разных театрах.
В1917 году он — главный режиссер всех пяти национализи­рованных театров города, орга­низатор создания многих драм, коллективов, клубных спектаклей в рабочих районах города. По его предложению бывшему Гор. теат­ру присвоено имя Н.Г. Чернышев­ского. Когда организуется опер­ная студия, Канин становится одним из ее «крестных отцов». Он блес­тяще осуществил сложную поста­новку «Бориса Годунова» М. П. Му­соргского.
Канин был мудрым мастером, де­ятелем с громадным жизненным и сценическим опытом. Воспри­имчивый и легко воспламеняю­щийся человек, он умел мгновен­но, с полным накалом включать­ся в репетицию, на лету постигать трудности, возникающие перед актерами, и сразу находить раз­личные варианты решения твор­ческих задач. Во время ВОВ на одном из представлений («После­дняя жертва») присутствовали работники МХАТа, эвакуирован­ные в то время в Саратов. Они единодушно признали, что спек­такль — «явление незаурядное».С особой любовью Канин  ставил горьковские пьесы. Наиболее зна­чительной его работой, которую он совершенствовал всю жизнь, была постановка «Мещан» и исполнение в ней роли Бессеменова, что было отмечено Гос. премией.
Последние пять лет своей жиз­ни Канин Александр Игнатьевич работал в городе Рязани. Умер 3 ноября 1953 года, похоронен на Лазаревском кладбище Рязани.




Источник : Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с. - ISBN 978-5-91369-020-3 (в пер.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий