КАНИН АЛЕКСАНДР ИГНАТЬЕВИЧ (1877-1953) — режиссер и актер.
Родился в Балакове в декабре 1877 года в семье служащих саратовского страхового
общества «Саламандра», наследовал русскую, калмыцкую, мордовскую кровь, очень
любил лошадей.
В 1883 году осенью в Балакове проездом из-за границы дал концерт знаменитый
скрипач-виртуоз В.Н. Марцинкевич.
«Ослепительное освещение от доброй дюжины керосиновых ламп и четырехсвечных
бра, — вспоминал потом А. Канин, — расфранченная публика
(дамы — в платьях с турнюром, мужчины — в сюртуках), сам концертмейстер во
фраке и его поющая скрипка произвели на меня такое ошеломляющее впечатление,
что я тут же, на концерте, решил, когда вырасту большой, переменить профессию:
козлы извозчика, которые неотвратимо манили меня, отошли в туман моего
далекого шестилетнего прошлого, и в будущем я себя видел только скрипачом».
Марцинкевичу понравился горячий прием балаковцев, и он остался в
Балакове. Музыкант поселился в квартире Каниных, где в отведенной ему комнате
и открыл «целый класс консерватории», преподавая уроки скрипичного мастерства. Канин тоже
занимался у музыканта.
Вот как он об этом вспоминал впоследствии:
«Самым молодым по возрасту учеником
его был я. Самым способным, по его отзывам, был тоже я. Это не
мешало ему доказывать мне, сколь горек был корень учения, ибо одно из условий,
заключенных им с моим отцом, приготовить меня через два года к поступлению в
Московскую консерваторию, давало ему право быть не только учителем музыки, но
и моим бесконтрольным воспитателем. Пользуясь этим, он переносил наказания из
бытовой плоскости в профессиональную, заставляя меня за то, что я, скажем,
разбил окно, сыграть вне времени, положенного на урок, 150-200 гамм, стоя на
коленях. И смычок его часто «имел хождение» по моим пальцам, если я, обливая
слезами верхнюю деку скрипки, ошибался хоть на четверть тона.
Сколько я выстрадал, знала только
грудь моя, да подоплека, да замусоленная и облитая горькими слезами школа
Мазаса. Как бы там ни было, но я соприкоснулся с искусством, и это было
началом моей художественно-творческой деятельности.
Популярность моя все росла. Особенно
после того, как я сидел за пультом оркестранта маленького оркестра,
управляемого моим
воспитателем. Популярность перешла границы возможного да во время спектакля
небольшой заезжей труппы я заменил моего учителя за дирижерским пультом, в то
время как он, увлеченный купцами-меценатами к столу с закусками, оказался не в
состоянии стоять не только за дирижерским пультом, а и вообще».
Первый спектакль, который увидел Канин, был поставлен по
пьесе А. Н. Островского «Лес». «Я быстро подружился с актерами, и они выпросили у отца решение участвовать
мне в пьесе «Бедность — не порок» в роли Егорушки, а потом,
очевидно, уверившись в моем таланте, дали мне еще роль Пети в драме
«Испорченная жизнь».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgUDLmhfut_XPUnLwtNPIXRhu2m9xqu_NqzixQcLlSRqqZWaiQPOIPXZxkyEBDto4QYCoLfSskZqtqSDmpoDajxnHIYk3oNQGpPa9h4HFW97AJxA22v7k3-KOe9Bd7B1E6Je_GmZpwSlluu/s320/1014137150.jpg)
«Я со скрипкой стою у рампы сцены,
вожу по струнам смычком. Послушная скрипка издает глубокие, живые звуки,
которые иной раз кажутся собственным голосом. Я сливаюсь с ними, забываю о
залах, людях, о сцене, переношусь в какой-то чудесный мир детских грез. В зале
на одно мгновение воцаряется безмолвие, и раздаются оглушительные шумные
аплодисменты».
Впереди замаячила консерватория. Но все планы разрушились. Спустя
несколько дней после того, как Канин вернулся с гастролей, скончался отец.
Мальчику было всего восемь лет. Саша вместе с семьей переехал в город Вольск,
к своему двоюродному деду, хлеботорговцу-судохозяину Ф. Плигину. Он старообрядец
и хотел отдать мальчика в один из Черемшанских монастырей близ города Хвалынска,
однако тот отказался. Канин окончил сначала министерское,
затем реальное училище.
В 13 лет он уезжает в Саратов, где выступает на сцене Народного театра
Общества трезвости. Осенью 1902 года Канин едет в Москву и
поступает в студию самого известного режиссера В. И. Немировича-Данченко,
берет уроки у его соратника и не менее знаменитого К.С. Станиславского. Со студийцами
встречается кумир тогдашней молодежи М. Горький, который читает свою новую пьесу
«На дне». После окончания студии Художественного театра в 1904 году Канин вернулся
в Саратов, где стал работать в разных театрах.
В1917 году он — главный режиссер всех пяти национализированных театров
города, организатор создания многих драм, коллективов, клубных спектаклей в
рабочих районах города. По его предложению бывшему Гор. театру присвоено имя
Н.Г. Чернышевского. Когда организуется оперная студия, Канин становится одним
из ее «крестных отцов». Он блестяще осуществил сложную постановку «Бориса
Годунова» М. П. Мусоргского.
Канин был мудрым мастером, деятелем
с громадным жизненным и сценическим опытом. Восприимчивый и легко воспламеняющийся
человек, он умел мгновенно, с полным накалом включаться в репетицию, на лету
постигать трудности, возникающие перед актерами, и сразу находить различные
варианты решения творческих задач. Во время ВОВ на одном из представлений
(«Последняя жертва») присутствовали работники МХАТа, эвакуированные в то
время в Саратов. Они единодушно признали, что спектакль — «явление
незаурядное».
С особой любовью Канин ставил горьковские пьесы.
Наиболее значительной его работой, которую он совершенствовал всю жизнь, была
постановка «Мещан» и исполнение в ней роли Бессеменова, что было отмечено Гос.
премией.
![](file:///lh4.googleusercontent.com\home\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif)
Последние пять лет своей жизни Канин Александр Игнатьевич работал
в городе Рязани. Умер 3 ноября 1953 года, похоронен на Лазаревском кладбище
Рязани.
Источник : Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536
с. - ISBN 978-5-91369-020-3 (в пер.)
Комментариев нет :
Отправить комментарий