УГОЛЬНИКОВ ФИЛИПП ФИЛАРЕТОВИЧ — один из работников завода
братьев Маминых, испытатель первого российского колесного трактора. Родился 24
декабря 1888 года (5 января 1889 года) в городе Балаково. В семье было семь
братьев. В 1902 года он окончил сельское
училище в имении княгини Ливен в с. Терса и здесь же работал подмастерьем в
механической мастерской по ремонту с/х техники: осваивал токарное и кузнечное
дело. В 1903 году переехал в Балаково и поступил слесарем на завод П. Блинова «Благословение», где проработал до
1908 года. Затем до 22 июня 1916 года трудился на заводе Я. Мамина монтером по
двигателям внутреннего сгорания и помощником старшего мастера механического
цеха. Принимал непосредственное участие в испытаниях первого колесного
трактора.
В июле 1916 года, когда маминское предприятие стало
простаивать без заказов, перешел слесарем на завод «Муравей», где проработал
до 30 октября 1917 года. Потом перешел на кооперативную мельницу в Андреевском
пос., где проработал старшим машинистом до 1919 года. После революции братья
Угольниковы (4 чел.) открыли в Балакове свою мастерскую по ремонту в основном
с/х техники, но выполняли отдельные заказы и от местных заводов. Согласно
семейным преданиям, некоторые кованые украшения, в том числе и шатер перед
входом в здание нынешнего музея истории города, сделали именно в мастерской
Угольниковых. Когда стало ясно, что частным предприятиям приходит конец, братья
ликвидировали свое дело, избежав тем самым раскулачивания со всеми его
последствиями.
С 1924 года по 23 сентября 1934 года Угольников работал
слесарем, токарем, мастером механического цеха на заводе Балаковского затона
(судоремзавод). В 1935 году как рабочего-металлиста высокой квалификации его
пригласили на завод зуборезных станков в Саратове мастером-инструктором
механического цеха. Одним из направлений в работе были организация и освоение
производства зуборезных станков по изготовлению конических шестерен, дефицит
которых в то время остро ощущался в СССР.
Угольников быстро стал передовым рабочим-рационализатором,
общественником. На завод приезжал нарком тяжелой промышленности Уборевич и
выступил с речью, в которой, наряду с успехами, указал и на недостатки в
работе. Угольников, выступая после этого на собраниях, горячо поддерживал инициативы
Уборевича. Вскоре после возвращения в Москву наркома арестовали. А 2 декабря
1937 года был арестован и Угольников. Его осудили на 10 лет по ст. 58, п. 10
за «восхваление врага народа». Во время допросов Угольникова сильно избивали,
требуя сознаться в антисоветском заговоре и назвать сообщников, участников и
руководителей, но он оказался стойким, несмотря на то что во время одного из
допросов у него лопнула барабанная перепонка. Угольникова отправили в лагерь в
станицу Сухобезводная Горьковской области. Там он первое время трудился в одной
бригаде со знаменитым советским авиаконструктором А. Туполевым. Он как самый
технически грамотный специалист работал на автомашине, а Угольников
ремонтировал эту машину и грузил на нее дрова. После войны у них с Туполевым
завязалась переписка, но компетентные органы ее запретили и письма
конструктора отобрали. Угольникова освободили досрочно 10 ноября 1943 года. Он
поступил в Ивановский сельхозтехникум, где работал старшим машинистом на
электростанции до 1 марта 1946 года. Затем трудился в Балаковском ремесленном
училище № 6 механиком силовой электростанции, строгальщиком и разметчиком при
механической мастерской. С 10 апреля 1950 года Филипп Филаретович — механик в
балаковском «Плавзаготсортсемзерне». После полной реабилитации 25 марта 1959
года ушел на пенсию. Вскоре заболел и умер в Риге 20 ноября 1960 года во время
операции.
Источник: Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю.
Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с. - ISBN
978-5-91369-020-3 (в пер.)
Комментариев нет :
Отправить комментарий