ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ПАНИЦКИЙ

Балаково был небольшим купеческим городком, куда съезжались купцы разных гильдий.

Сюда из села Студенцы пришел 15-летний пастух Яков Паницкий. Через несколько лет женился на простой крестьянской девушке Кате. Отец вскоре стал представителем по закупке зерна. Больше всего на свете Яков Паницкий любил музыку, унаследовав эту любовь от отца, скрипача в оркестре одного крупного помещика. Яков играл на саратовской гармонике и гитаре. Выделялась красивым голосом и Екатерина Фроловна. Семья Паницких была многодетной, очень дружной, хотя и нелегко складывалась жизнь.

14 января 1906 г. родился сын Ваня. Стояли жгучие морозы: ребенка крестили в холодной церкви, простудили и вскоре заболели у него глаза. В земской больнице мальчику закапали сильный раствор ляписа, и никогда он не видел ни деревьев, ни неба, ни солнца.
Необычайно впечатлительный от рождения он радостно вслушивался в звучание жизни. Слух становился для него главным средством познания. Иногда он чутко прислушивался к легкому неслышному порханию бабочки, изощренный слух улавливал в воздухе тонкий шелест ее крыльев. Так он любил слушать пароходные гудки. Пароходы были для него живыми существами. Он точно по гудку определял, что за пароход подходит к пристани.

По совету друзей отец купил мальчику семиклавишную гармошку - она стала дороже любимой игрушки. Никто Ваню не учил. Все были поражены, когда малыш перебирал пальчиками, извлекая мелодии песен, которые пели в семье, и не поверили: ведь это играет их карапуз Ваня, а бабушка начала сразу креститься, видя, как быстро овладевает Ваня гармошкой, ему купили восьмиклавишную, затем 2-х рядную хроматическую. Как-то отец привез граммофон, и Ваня с пластинок стал подбирать песни. Яков Иванович проводил своего 4-х летнего сына в ресторан, где можно было услышать музыку. 

Гармонист Федор Хаеров стал первым учителем игры на гармонике. В репертуаре маленького мальчика теперь были пьесы, вальсы "Дунайские волны", "На сопках Маньчжурии", "Осенние мечты", полька "Пчелка".

Начинающий гармонист делает свои первые шаги к слушателям. Он выступает перед учителями и воспитанниками двухгодичной школы. Наконец афиши сообщают жителям города о сольном концерте в двух отделениях гармониста Паницкого. Успех превзошел все ожидания. Солисту тогда едва исполнилось 5 лет. Продолжается накопление репертуара. И вскоре Ваня стал работать в ресторане. Это было утомительно для 6-летнего ребенка, приходилось играть и на свадьбах, на праздниках иногда по 10-12 часов в сутки.


В 1915 г. в г. Балаково приезжает профессиональная пианистка Бобылева и Ваня 3 года серьезно занимается на фортепиано, но отъезд Бобылевой прерывает эти занятия.
В 1921 г. в жизнь мальчика приходит горе - умирает мать и семья перебирается в Саратов.
Вскоре в судьбе Ивана Паницкого произошли изменения, его прослушала комиссия, которую возглавил профессор Саратовской консерватории, ему установили 1 исполнительскую категорию, он становится участником концертной жизни города.
Вскоре он поступает в музыкальное училище по классу скрипки. Отсюда зарождается академическое направление в творчестве Паницкого.

В 1926 г. В Саратове на конкурсе гармонистов Паницкий занимает 1 место и получает золотой жетон. Среди участников были музыканты, играющие на баяне. В 1929 г. осуществляется мечта Паницкого — он поступает в театр малых форм аккомпаниатором. Там имелся баян и Паницкий начал постигать и покорять вершины исполнительства на баяне.


Период освоения баяна у Паницкого - это особенный творческий подъем. В это время происходит важное событие: он встречает свою будущую жену. Прасковья Ивановна становится верным спутником жизни, сопровождают его во всех концертных поездах, принимает на себя весь груз бесчисленных житейских забот.
В это напряженное время он создает множество оригинальных композиций и собственные обработки известных произведений. Именно в этих обработках проявилась его сильная, своеобразная индивидуальность. Вспомним хотя бы одну из самых знаменитых обработок "Жаворонок”, Глинки или обработку русских народных песен "Полосонька", "Ноченька". Как создаются обработки - процесс скрытый. Вот, например, как родилась обработка "Полосоньки".

Иван Яковлевич вошел в историю баянного искусства не только как большой мастер виртуозной игры, но и как композитор.

Иван Яковлевич - художник с невероятной работоспособностью, он привык к каждодневному напряженному труду, преодолению трудностей.

В 1932 г. он начинает преподавать в музыкальном техникуме, становится основателем класса баяна.

В 1932 г. в Москве впервые проводился Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. Здесь Паницкому присуждают 1 премию и диплом Лауреата.
В 1944 г. в Свердловске 1 Всероссийский конкурс - один из сложных творческих турниров. Среди участников чтецы, вокалисты. Паницкий занимает второе место.
В 1951 г. в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт. С сольным отделениями выступали Паницкий и балалаечник Нечипоренко. Музыкант продолжает совершенствовать свое мастерство. Его обработки, транскрипции находят признание у концертирующих баянистов, становятся неотъемлемой частью педагогического репертуара музыкальных учебных заведений. К нему приходит слава.
В 1957 г. за выдающиеся в исполнительной и общественной музыкальной деятельности Паницкому присваивают звание заслуженного артиста РСФСР /телеграмма из г. Балаково "Вы наша гордость"/. Он неоднократно выступал в Кремле, в концертных залах г. Москвы, г. Ленинграда и всегда имел огромный успех.

Слушатели знают И. Я. Паницкого как выдающегося исполнителя разнообразного репертуара, состоявшего из переложений и пьес собственных обработок. В основе его обработок лежит вариационный полифонический принцип с многоголосием.

Характерно для композиторского творчества И. Я. Паницкого то, что в его обработках и переложениях чувствуется присутствие не одного, а как бы 2-х баянов.

Широкое использование полифстиля в сопровождении основной партии придает исполняемым Паницким произведениям яркое оркестровое звучание. Раскрываются неограниченные возможности русского баяна. Как никто другой он мастерски применяет аккордовые исполнения.

Лауреат международной премии, солист Москонцерта А. Беляев писал после зарубежных поездок: 

«Дорогой Иван Яковлевич, с большей радостью сообщаю, что во время моих поездок с концертами по США меня спрашивали о Вас. Там Вас знают и любят. Приятно, что пластинки с Вашими записями имеются в далекой Америке».


Искусство Паницкого продолжает жить своей полнокровной жизнью. В Саратовской государственной консерватории имени Собинова регулярно проводятся межвузовские конкурсы, посвященные творческой деятельности Паницкого. Они приобрели популярность не только среда баянистов, но также исполнителей на струнных народных инструментах.
С 1973 года состоялось 5 таких конкурсов. Студенты Саратова, Воронежа, Уфы, Казани на протяжении 3 туров исполняли различные произведения. Обязательным условием было исполнение сочинений Паницкого.
В 1986 году праздновали 80-летие Паницкого, и он сам смог еще сольно выступать.

Основным законом творчества и главным смыслом была полнейшая отдача своего уникального таланта людям, для которых существует его искусство, полное света, радости и любви. Новаторство Паницкого в том, что, впитав в себя все лучшие исполнительские традиции музыкального народного творчества, он расширил музыкальные возможности баяна. Он создал новую культуру звука баяна.

Источники : 
1.  Быстряков  М., Хорошайлова Л. Баянист Иван Паницкий / М. Быстряков, Л. Хорошайлова. - Саратов, 1986.
2. Галактионов В. Паницкий или вечное движение / В. Галактионов. - Москва, 1996.
3. Галактионов В. Чарующая песнь его баяна / В. Галактионов.- Саратов, 1985.

              

Комментариев нет :

Отправить комментарий