Инженер-капитан
Герой Социалистического Труда Владимир Николаевич Перегудов был главным
конструктором первой отечественной атомной подводной лодки.
Имя
нашего земляка Владимира Николаевича Перегудова долгое время находилось под
семью печатями и было мало знакомо балаковцам.
Родился
он в 1902 году в заволжском селе Балаково.
В
начале лета 1921 года Владимир Перегудов и друг его юности Сергей Турков в
числе 13-ти молодых балаковцев призывного возраста по комсомольским путёвкам
были направлены на учёбу в Петроград. По прибытии на место оба изъявили желание
служить на флоте. Их зачислили на ускоренные курсы техников. Потом направили в
командное техническое училище. А спустя год оба наших земляка уже стали слушателями,
или, как бы мы сегодня сказали, курсантами высшего Военно-морского инженерного
учебного заведения.
В
1926 году Перегудов с отличием окончил инженерное училище и поступил в
Военно-морскую академию. Вот там-то, наверное, и определился окончательно его
интерес к подводным кораблям.
По
окончании академии Владимир Николаевич принимал участие в испытаниях первого
советского подводного корабля «Декабрист». Потом входил в комиссию по приёмке
первой лодки типа «Щ».
А в середине 1930-х годов Перегудов становится главным конструктором в группе, которая начинает создавать новую подводную лодку. В историю отечественного флота корабли этого проекта потом войдут под индексом «С».
А в середине 1930-х годов Перегудов становится главным конструктором в группе, которая начинает создавать новую подводную лодку. В историю отечественного флота корабли этого проекта потом войдут под индексом «С».
После
окончания войны Перегудов задумывает новую подводную лодку, намереваясь использовать
опыт, накопленный нашими и зарубежными моряками в минувших боях. Уже проступил
на чертежах облик нового корабля. Уже придумано было для него кодовое название
- «проект 613». Но обстоятельства заставляют Владимира Николаевича передать
незаконченную работу другим специалистам, поскольку ему предстоит новое и
чрезвычайно ответственное назначение.
3
сентября 1952 года И.В. Сталин подписывает постановление о начале работ по
созданию первого в СССР подводного корабля с атомным двигателем. Главным конструктором
«проекта 627» назначается Перегудов.
Задание это было чрезвычайно трудным. Ведь к тому времени в стране ещё не был создан атомный реактор, который мог бы стать источником энергии для какого-то двигателя. Это произойдёт только в 1954 году. Ещё только замышлялось создание первого отечественного надводного судна с «атомным сердцем» - ледокол «Ленин». Он вступит в строй в 1959 году, став сенсацией в мировой технике.
Создатели
первой атомной подводной лодки в том же 1959 году были удостоены высоких правительственных
наград. Наш земляк Владимир Николаевич Перегудов стал Героем Социалистического
Труда.
Но
на этом его работа, как конструктора подводных кораблей, не кончилась. И как
она могла прекратиться, если «Наутилус» к тому времени уже пять лет как находился
в строю американского военного флота? Если он уже успел, проделав за 96 часов
путь в 3300 километров, пересечь Северный Ледовитый океан, пройдя подо льдом
через Северный полюс?
Перегудовская
«К-3» сделает то же самое.
И даже всплывет в полынье на «макушке планеты». Но
это будет только в 1962 году. А тогда, в 1959-м, в состав военно-морского флота
США вот-вот должен был уже вступить новый подводный гигант, атомный крейсер
«Джордж Вашингтон». И его оружием должны были стать не только торпеды, но и 16 баллистических
межконтинентальных ракет «Поларис». Каждая из них несла ядерный заряд и могла
пролететь несколько тысяч километров. Для запуска ракет этому подводному
кораблю не надо было всплывать на поверхность. Прячась, до поры до времени, в
глубинах морей и океанов, такой ракетоносец в любой момент мог обрушить
смертоносный ядерный груз на любые города нашей страны. И таких кораблей в США
планировалось построить не один десяток. И очень скоро.
Так
что Перегудову нельзя было прекращать свою работу. И он её продолжат. Пока
хватало сил. А они, к сожалению, были на исходе.
Ещё в 1953 году, начиная проектирование первой атомной подводной лодки. Николай Владимирович был тяжело и неизлечимо болен. Сказалась и многолетняя напряжённая, почти без отдыха, работа. И политические репрессии 1930-х годов, которые не миновали и его. Хорошо ещё, что он в то время работал над очень нужными флоту «зеками», и всё обошлось полугодом, проведённым в тюремной камере.
Огромного напряжения стоили для Владимира Николаевича и ходовые испытания его первого «детища», не присутствовать на которых он для себя не мыслил. И он вышел тогда, в 1958-м, в море. В последний раз в своей жизни. А потом - работал только на берегу, в конструкторских бюро, помогая своим товарищам создавать новые корабли.
В
1960-м создаётся и первый отечественный подводный атомный ракетоносец
К-19. В 1963-м вооружение атомоходов этой серии было увеличено до 3-х ракет. Но
только в 1967-м в нашей стране удалось создать корабль, не уступающий по данным
американскому.
В
создании атомных подводных лодок второй половины 1960-х годов Перегудов
непосредственного участия уже не принимал. Болезнь его прогрессировала. Может
быть, причиной этому были и слишком часто приходившие сообщения об авариях на
атомных кораблях. Подводные лодки горели, шли на дно, убивали свои экипажи
радиоактивным излучением.
Странно
совпал повторный пожар на первенце Владимира Николаевича «К-3», носившем тогда
имя «Ленинский комсомол», со смертью его создателя. Катастрофа произошла 8
сентября 1967 года и унесла жизни 39 моряков. Перегудов скончался спустя
полторы недели. На 66 году своей жизни.
В
Центральном Военно-Морском музее Санкт-Петербурга хранится парадный китель
нашего земляка со знаками отличия инженер-капитана 1 ранга. На нём два ордена
Ленина, два - Боевого Красного Знамени, два - Великой Отечественной войны. И
Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.
Впервые
имя Владимира Николаевича Перегудова было названо лишь в некрологе,
опубликованном «Красной Звездой» 19 сентября 1967 года. Скорбные строчки:
после
продолжительной болезни на 66-м году жизни скончался Герой Социалистического
Труда главный конструктор, инженер- капитан 1-го ранга в отставке Владимир
Николаевич Перегудов.
Но даже тогда не говорилось, что Перегудов был среди
основоположников нашего атомного подводного флота, главным конструктором
первого советского атомохода.
С
«Ленинского комсомола» началась эволюция, приведшая к появлению подводных
гигантов, которые ныне несут службу в глубинах океанов. Без всякого
преувеличения сделанное Перегудовым и конструкторским коллективом, который он
возглавлял, можно назвать научным и техническим подвигом.
Источник: Худяков Д. Этюды о земляках : Владимир Николаевич Перегудов / Д. Худяков // Волга - XXI век. - 2004. - № 5/6. - С. 216-221.
Источник: Худяков Д. Этюды о земляках : Владимир Николаевич Перегудов / Д. Худяков // Волга - XXI век. - 2004. - № 5/6. - С. 216-221.
Комментариев нет :
Отправить комментарий