Юрий Иванович Пырков, гвардии
старший лейтенант, командир звена 134-го гвардейского бомбардировочного
авиационного Таганрогского Краснознаменного ордена Александра Невского полка. Родился 5 октября 1923 года в г. Балакове в семье рабочего. Окончил в 1940
году 9 классов средней школы и аэроклуб, осенью 1942 года - Энгельсскую
военную авиационную школу пилотов. Во время Великой Отечественной войны - с
марта 1943 года до 24 апреля 1945 года - сражался с
немецко-фашистскими захватчиками в составе 1-й воздушной армии на Южном, 4-м
Украинском и 3-м Белорусском фронтах.
Принимал участие в
освобождении Донбасса, Крыма, Белоруссии, Литвы, в разгроме восточно-прусской группировки противника. Тяжело ранен и контужен. За боевые
отличия награжден орденами Красного
Знамени (1944), Отечественной войны 1-й
степени (1945), Красной звезды (1943), медалью «За взятие
Кенигсберга» и тремя другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Юрию Ивановичу Пыркову присвоено
29 июня 1945 года за 137 успешных боевых вылетов, нанесение большого урона
противнику и проявленные при этом доблесть и мужество. Будучи тяжело раненным,
посадил бомбардировщик на свой аэродром, спас машину и экипаж.
Свой первый боевой вылет Юрий Пырков произвел
в составе эскадрильи 15 июля 1943 года на бомбардировку общежитий
летно-технического состава и складов на аэродроме
противника Кутейниково. Над целью бомбардировщики были обстреляны
сильным огнем зенитной артиллерии. Молодой летчик смело ввел самолет в
пикирование и удачным попаданием бомб вызвал крупный очаг пожара на складе
горючего.
18 апреля 1944 года Пырков получил
задачу нанести удар по артиллерийским батареям противника в районе
Сапун-горы, под Севастополем. Огнем зенитной артиллерии стрелок-радист Ломачев был убит, а
самолет поврежден. Однако Пырков не сошел с боевого курса и уничтожил два орудия, а затем
благополучно довел бомбардировщик до своего аэродрома.
26 июня 1944 года, при ударе по войскам
противника в районе Орши, самолет Пыркова был обстрелян огнем зенитной
артиллерии. Осколком снаряда был разбит шлемофон летчика, выведен из строя
мотор. Получив контузию, Пырков потерял сознание. Самолет стал беспорядочно падать. В 40-50
метрах от земли летчик очнулся и вывел машину в горизонтальный полет. На одном
моторе он довел бомбардировщик до своего аэродрома и произвел посадку.
24
апреля 1945 года Пырков выполнял задание по разрушению форта №6 в Пиллау.
Зенитная артиллерия его звено сильным огнем, однако Пырков смело
ввел бомбардировщик в пикирование и успешно отбомбился. При выходе из пике его
самолет был подбит прямым попаданием вражеского снаряда. Правый мотор был
поврежден, работал с перебоями. Крупным осколком снаряда Пыркову перебило
бедро правой ноги. От потери крови он лишился сознания, но через минуту пришел
в себя. На вопрос штурмана Малыгина о самочувствии Пырков
попросил указать ближайший аэродром, на котором и решил совершить посадку.
Перебитая нога вывернулась и мешала управлению самолетом. Кровь залила стекла
кабины, и это затрудняло обзор. Штурман указал Пыркову аэродром Хайлигенбайль. В это
время Пырков вновь
потерял сознание. Тогда Малыгин снял прицел и сильным ударом разбил стекло
кабины. Свежая струя воздуха вернула сознание летчику.
Потеряв больше половины своей крови, Пырков последними усилиями посадил самолет
на аэродроме. В бессознательном состоянии он был доставлен в медсанбат
соединения. Перебитая нога была тут же ампутирована.
В 1946 году Ю. И. Пырков, после
длительного лечения в госпитале, был уволен из Советской Армии в отставку.
Будучи инвалидом второй группы, он проявил огромную силу воли и редкое
трудолюбие. Окончил техникум, потом институт механизации сельского хозяйства
имени М. И. Калинина, получил диплом инженера и посвятил себя преподавательской
работе. В 1948 году был принят в члены КПСС. Жил в г.
Саратове. Умер 6 ноября 1971 г.
Комментариев нет :
Отправить комментарий