Евгений Алексеевич Лебедев родился в г. Балаково в семье священника, мальчиком пел в
хоре. В заштатном городе Балаково Евгений прожил первые девять лет.
Он всегда вспоминал своё детство на Волге. Мечтал приехать на родину, побродить
по её знакомым улочкам и посидеть на берегу любимой Волги. Но это удалось ему
сделать лишь в год своего сорокалетия.
Вскоре после революции массами овладели атеистические настроения. К
священнослужителям отношение было непочтительное и даже враждебное. Поэтому
семья Лебедевых в 1926 году покинула Балаково.
Дальновидный отец старшего Евгения отправил к бабушке и дедушке в Самару, а
с младшими детьми семья остановилась в Сердобском уезде.
В 1937 году отец Евгения Лебедева был репрессирован, а через два года
арестовали и его жену. Дети разбрелись по белу свету. В те годы «поповскому
сыну» жилось нелегко. Не то что о карьере актера, но и о другой более-менее
приличной профессии думать не приходилось.
Поэтому, живя в Самаре, Евгению
Лебедеву пришлось скрыть свое происхождение. Он сказал, что родители умерли от
голода в 21-м году. Поверили, и жизнь сразу вошла в колею: пионер, комсомолец.
Пел в хоре, записался в драмкружок. Первый же спектакль принес неожиданный
успех.
Евгений Лебедев решил стать профессиональным артистом. С этой целью и
отправился в Москву, где был принят в Центральный техникум театрального
искусства им. Луначарского на актерское отделение.
Но ЦТТИС вскоре
переформировали, и Лебедева направили в школу Камерного театра, который возглавлял
Александр Яковлевич Таиров. Это был особый театр, и Лебедев не решился там
остаться. Нужно было хотя бы внешне «соответствовать».
Случай помог устроиться разнорабочим на кондитерскую фабрику «Красный
Октябрь». И не куда-нибудь, а в шоколадный цех, где удалось быстро окрепнуть.
Затем еще одна удача - на Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности
работников пищевой промышленности в Харькове сам Микоян вручил Евгению Лебедеву
приз - коверкотовый костюм. Теперь можно было идти в Камерный театр - мечта о
сцене начинала сбываться...
После окончания театрального училища трудоустраиваться он поехал в
русскоязычный ТЮЗ в Тбилиси, где и проработал до 1949 года.
Его, уже вполне сформировавшегося артиста, звали в Москву. Были предложения
даже из МХАТа, Малого театра. Но Лебедев всех удивил, приняв предложение мало
кому известного режиссера Георгия Товстоногова пришедшего в Ленинградский театр
им. Ленинского комсомола. С тех пор судьба Лебедева непрерывно связана с
творчеством Товстоногова, вслед за которым он, спустя семь лет, перешел в
Большой драматический театр г. Ленинград.
Это был труд, поиск, иной раз и борьба.
Вообще Лебедев - актёр удивительной по широте созданных им образов. Уж
очень велика дистанция от Лошади (Толстовский Холстомер из «Истории лошади») и
Бабы Яги и их пластикой, интонациями до Артуро Уи, старца Луки. Перевоплощения
его искренни, они заставляют без тени сомнения верить в происходящее на сцене.
Огромным успехом у зрителей пользовались спектакли по пьесам М. Горького -
«Мещане» (Бессеменов), «Варвара» (Монахов), «На дне» (Лука), А. Островского -
«На всякого мудреца довольно простоты» (Крутицкий), А. Чехова - «Дядя Ваня»
(Серебряков), Б. Брехта - «Карьера Артуро Уи» (главная роль). Незабываем его
Рогожин в «Идиоте» по Ф. Достоевскому. Потряс Толстовский Холстомер из «Истории
лошади». Это был триумф, пиршество актёрского мастерства.
Конечно, большинству наших горожан вряд ли довелось побывать на спектаклях
БДТ. Но наверняка мало есть таких, кто не смотрел бы фильм «Поднятая целина»,
где Лебедев создал образ деда Щукаря. Известна роль Савенкова в фильме
«Синдикат - 2»; многие помнят главного героя ленты «Последний месяц осени». Но,
пожалуй, нет такого человека, который бы не знал наизусть любимую комедию всех
народов страны, называвшейся СССР, - «Свадьба в Малиновке» (Нечипор). Лебедев в
кино с 1952 года, за 45 лет снялся более чем в пятидесяти фильмах.
Лебедев, помимо актерского таланта, имел писательский дар. Первая книга -
«Мой Бессеменов». Реплику за репликой, сцену за сценой он фиксировал на бумаге
свое пребывание в спектакле «Мещане», каждое мгновение жизни в образе
горьковского персонажа. Так родилась книга - внутренний монолог роли,
уникальная в практике мирового театра. Вторая книга - «Испытание памятью».
Евгений Лебедев писал рассказы, повести, очерки: «Сестра», «Мои тридцатые»,
«Больница» и другие.
Евгений Алексеевич всегда хотел ещё раз побывать в Балакове. Но так и не
успел приехать в город, который назвал его своим Почётным гражданином. Такую же
честь ему оказали города Тбилиси и Санкт-Петербург. Однако встреча состоялась
посмертно.
Около драмтеатра г. Балаково (БДТ) 1 июня 2001 г. был открыт бюст народному артисту Евгению Лебедеву. Его имя носит и сам театр.
Источники: 1. Лебедев Евгений. Сестра : Рассказ / Е. Лебедев // Знамя. 1989. - С. 107-121.
2. Деревянченко А. Евгений Лебедев: "Радуюсь, что я волжанин!": Твоя гордость, Балаково! // Огни коммунизма. -1985. -16 марта.
3. Беньяш Р. Жизнь и судьба Евгения Лебедева / Р. Беньяш // Звезда. -1987.- № 2. - С. 162-173.
4. Мартынов В. Артист, напугавший Клима Ворошилова / В. Мартынов // Огни Балакова.- 1995.- 5 августа. - С. 2.
5. Перо и сцена Евгения Лебедева // Культура.-1997.- 18 января.- С.8
6. Валентинова В. Надо дело делать, господа! / В. Валентинова // Балаковские вести. -1997. -13 сентября. - С. 15.
Комментариев нет :
Отправить комментарий