Волжский дизель им.Маминых


«ВОЛЖСКИЙ ДИЗЕЛЬ им. МАМИНЫХ» — открытое акцио­нерное общество. Создано на базе машиностро­ительного завода им. Ф.Э. Дзержин­ского, которое, в свою очередь, создано на базе отделения завода братьев Маминых, принадлежащего до революции И. Мамину.
После разрухи, вызванной Гражданской войной, восстановить былую изве­стность предприятия оказалось делом не из легких. Не хватало уме­лого руководителя, который был бы способен грамотно использо­вать производственные мощности и кадровый потенциал.

В 1922 году директором завода был постав­лен некто Доберский, о котором лишь известно, что он три года во­евал в Красной Армии. Поначалу он рьяно взялся за дело и даже пред­ложил объединить в одно несколь­ко предприятий, оставшихся в на­следство от местных купцов и про­мышленников: два бывших завода Ивана и Якова Маминых, электростанцию, лесопильные заводы с лесной приста­нью и бондарную мастерскую. Од­нако ничего из этой затеи не полу­чилось. Мало того, Доберский едва не развалил производство.
В тот год завод перешел на хоз­расчет, но его руководство к этому оказалось не готовым. Уже в январе 1923 года во время ревизии работа канцелярии и бухгалтерии была признана запущенной. Бесхозяй­ственное управление приносило громадный ущерб. «Заказы выпол­нялись не вовремя, продукция вы­пускалась с браком, и в большин­стве случаев ее никто не брал. Не имея средств, дирекции пришлось закладывать то, что уже изготов­лено. Заключались невыгодные договоры, в банки закладывалась под векселя продукция никуда не годная, и когда срок векселям исте­кал, заводоуправлению платить было нечем, так как продукцию прода­вать ввиду ее недоброкачественно­сти было нельзя. Так постепенно и копилась старая задолженность. Часть долга покрыта, осталось не уплачено до 70 тыс. р.» (Смычка. №11. 1924 г. 15 нояб.).
Директор Доберский, «не имея дан­ных, базировался на калькуляции, не отвечающей действительности, определял себестоимость в мни­мую прибыль, по фактическому же состоянию неуклонно приближал­ся к полному краху. Незаконно рас­поряжаясь кредитами управления, он допускал присвоение и растра­ту денежных средств, прибегая к выписке себе больших команди­ровочных сумм и утверждению не­законно составляемых авансовых отчетов. Многочисленность ко­мандировок вызвала растрату свыше З тыс. рублей.»(Смычка. №14.1924г. 6 дек.)
Доберский был отдан под суд (правда, осудили его всего на год, учтя его заслуги во время службы в Красной Армии), а на его место в августе 1924 года поставили некоего Ге­расимова. За 3-4 месяца под его руководством было выпуще­но и продано 18 двигателей общей мощностью в 477 л.с. Завод стал по­лучать очень хорошие отзывы об их работе.
На предприятии установлены твердая норма выработки на каж­дого производственника, опреде­ленное количество часов на производ­ство каждого вида продукции, уси­лен контроль за качеством.
В 1926 году, когда умер предсе­датель Высшего Совета народного хозяйства (первый председатель ЧК) Ф.Э. Дзержинский, металлисты вы­ступили с ходатайством о присвое­нии предприятию его имени, и это ходатайство было удовлетворено. У проходной завода был установлен бюст Дзержинского, а в 1937 году — памятник на территории завода.
До 1930 года. были построены собственная электростанция, склад для чугунного литья, установлен новый двигатель в здании силовой станции, перепланирован механический цех, спроектированы и внедрены новые конструкции коленчатых ва­лов, топливного насоса и форсунок к двигателям «Русский дизель». В это же время был увеличен вы­пуск двигателей класса «полудизель», возросли объемы литейно­го производства.
Введенный в эксплуатацию но­вый литейный цех позволил значи­тельно увеличить производство запасных деталей. В то же время создана оригинальная конструк­ция легкого экономичного форкамерного двухтактного дизеля со струйным распылением топлива. К 1938 году все старые цеха были рас­ширены, территория завода увеличи­лась в шесть раз.
В том году предприятие впер­вые досрочно (еще в октябре) выпол­нило годовой план и получило сразу две приветственные теле­граммы: от депутата ВС СССР Вы­шинского («...уверен, вы не успо­коитесь на достигнутом и будете еще больше, энергичнее драться за новые победы под великим зна­менем Ленина-Сталина») и депута­та ВС РСФСР Володина («...ваши успехи воодушевляют меня на дальнейшую работу, не покладая сил, на дело Ленина-Сталина»), представлявшие Вольский избирательный округ, в который входил и Балаковский район.
В годы ВОВ (директор-инженер. Н.Н. Иоси­фов) производство было переориентировано на выпуск военной продукции. Балаковские машинострои­тели поставляли фронту снаряды для самоходных артиллерийских установок СУ-152. Но, наряду с ос­новной военной продукцией, не прекращался выпуск дизелей и ли­тейной продукции. Инженерная и конструкторская мысль работа­ла на перспективу, в военные годы было подготовлено производство трех новых марок газогенератор­ных двигателей.
Не менее напряженными стали и послевоенные годы. Для восста­новления народного хозяйства требовалось огромное количество двигателей внут­реннего сгорания и запчастей к тракторам. И завод занялся выпуском мирной продукции.
40-е гг. были отмечены массо­вым выпуском нефтянок. Это по­требовало увеличения мощностей и производственных площадей завода. Одновременно с увеличени­ем производства шли реконструк­ция и расширение завода, были по­строены шлакоблочная мастерс­кая, столярный, механосборочный, паросиловой и литейный цеха, нефтебаза, заложены ремонтно- механический, экспериментальный и мо­лельный цеха. Ветераны завода счи­тают, что большая заслуга в этом директора M.M. Матюхина.
Большой вклад в развитие про­изводства в те годы внесли конст­рукторы С.А. Васильев и А.Т.Наумов. Под руководством главного конст­руктора завода С.М. Серебрякова они разработали более мощный по тем временам дизель 1 ДМ 28/ 30 для электростанций и рабочие чертежи дождевальных установок с приводом от малогабаритной и дешевой нефтянки Н-22. Именно она послужила бурному процессу расширения и реконструкции предприятия в послевоенные годы.
Каждое десятилетие дальней­шей истории завода — определенная и весьма заметная веха. 50-е гг. отмечены тем, что предприятие начало выпуск судовых двигателей. Этого потребовали задачи ускорен­ного развития морского рыболов­ства. 3аводские конструкторы не были застигнуты врасплох, в короткие сроки они создали двигатель с за­казанными параметрами и вне­дрили его в производство. Актив­ное участие в этой работе прини­мали конструкторы С.А. Васильев, А.Т. Наумов и С.Т. Плотицын.

Быстро осваивать производ­ство новых изделий помогало то, что конструкторская мысль всегда была на шаг впереди. Освоение сырьевых ресурсов страны в отдаленных точках потребовало создания дизель-генераторов, и с января 1960 года завод перешел на выпуск аг­регатов новой модификации 4ДГ 19/30-1. Начались работы по ав­томатизации дизель-генераторных установок, которые обеспечи­вали работу без обслуживающего персонала в течение 150 ч. Они предназначались в качестве основ­ного и резервного источников элек­троэнергии на необслуживаемых электростанциях. В те же 60-е гг. конструкторы ОКБ совместно с коллективом экспериментальной лабо­ратории создали опытный образец двигателя с турбонадувом марки 6 ДГН 19/30 мощностью 375 л.с.
В 70-е гг. в Комитет по делам изоб­ретений и открытий СССР было подано более 60 заявок, на 15 из них были выданы авторские права. Первыми авторские свидетельства получили С.И. Плотицын, С.А. Ва­сильев, И.П. Порутчиков, С.П. Косырев, В.И. Разуваев, Н.К. Старо­стин.

Но впереди было важное собы­тие в жизни завода: создание и серий­ное освоение дизеля 6ЧН 21/21 (базового двигателя для многих изделий) и освоение выпуска ты­сячесильных двигателей для Бело­русского автомобильного завода. Программа предусматривала уве­личение производственных мощ­ностей в 2,4 раза. Были построе­ны новые цеха, бытовой корпус, котельная, очистные сооружения, трансформаторная подстанция, блок испытательной станции и эк­спериментальная лаборатория. Осенью 1974 года в канун 75-летия завода им. Ф.Э. Дзержинского в зда­нии заводоуправления открыта комната-музей трудовой и боевой славы машиностроителей.
В 1981 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени: «...за успешное выполнение заданий X пятилетки и социалистических обязательств по развитию произ­водства машин и оборудования для народного хозяйства, достижение высоких показателей работы». На­града вручалась 24 апреля в ДК ма­шиностроителей. Ее прикрепил на Красное знамя предприятия председатель облисполкома Н.С. Александ­ров.
В 80-е гг. в дополнение к судо­вым, тепловозным двигателям и силовым агрегатам для электро­станций добавилось производ­ство дизель- генераторов Д ГР-500 для геологических работ, силовых агрегатов СА-10 в экспортном ис­полнении для нефтебуровых  установок, дизель-генераторов ДГ-600А для большегрузных самосвалов Бе­лорусского автомобильного завода. На эти же годы приходится созда­ние макетного образца дизеля об­щего назначения для строительно- дорожных машин и тракторов, разработан и изготовлен опытный образец дизеля 12ЧН 21/21 мощ­ностью 2 тыс. 400 л .с. для магист­ральных тепловозов с малой на­грузкой на ось.
К 90-м гг. завод представлял со­бой современное машиностроительное предприятие с общей производ­ственной площадью 88,6 тыс. м2, оснащенное высокотехнологич­ным металлообрабатывающим оборудованием, включающим станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры и механизированные ком­плексы, с лучшим в России экспе­риментальным цехом для всесто­ронних испытаний новой и совер­шенствования выпускаемой продукции. Мощностной ряд основной продукции включал в себя двигате­ли от 300 до 920 кВт. Предприятие имело развитую социальную сферу, в которую входили жилье и объекты бытового обслуживания, а также столовая, здравпункт с высоко­классным медицинским персоналом.
На заводе сложились особые ра­бочие традиции. Как и в первые годы, устроиться на предприятие можно было по солидным реко­мендациям, отец отвечал за сына, брат — за брата. И недаром балаковцы называли его кум-заводом. Но как бы он ни назывался, отсюда предприятия города черпали самые высококвалифицированные кадры металлистов.
В мае 1991 года на базе комнаты трудовой славы открылся музей предприятия (директор — инженер А.А. Деревянченко).
Тогда же с конвейера предпри­ятия сошел тысячный двигатель для БелАЗа, руководство ПО «Волгодизельмаш» объявило о расши­рении производства и приеме на работу дополнительных кадров:
«Всем нуждающимся предос­тавляются места в детских дош­кольных учреждениях. Имеется благоустроенное молодежное об­щежитие. ВДМ гарантирует каждому ра­ботнику ежемесячную выплату в связи с подорожанием продук­тов, бесплатное питание работаю­щим во вредных условиях. Обеспе­чение продуктами сверх талонной нормы и по ценам ниже государ­ственных, а также различными ви­дами товаров народного потреб­ления, оказываются ортопедичес­кие услуги.
ВДМ предоставляет молодым людям возможность овладеть ин­тересной и высокооплачиваемой профессией. Заключайте контракт, и вы об­ретете уверенность в завтраш­нем дне».
Но в 1994 году на предприятии раз­разился кризис. Так как в то время главенствовал бартер (товар на товар), денежная масса заметно уменьшилась, и началась задерж­ка зарплаты. И, хотя в декабре, благода­ря снижению доли бартера с 80 до 15-20 %, с рабочими удалось рас­считаться полностью, остановить падение было уже невозможно. Не помогала и частая смена директоров.
Тогда вмешалось руководство города. По рекомендации тогдаш­него главы Балаковской администрации А. Саурина в директорское кресло посадили В.Д. Шапошникова. Он и обратил­ся за поддержкой в ЗАО «Группа Химэкс», которое уже имело опыт возрождения предприятий, близких к банкротству(ЗСЗМ, которое стало ЗАО «Химэксмаш»), и в 1997 г. пре­зидент этой «Группы» А.А. Лейрих был назначен арбитражным управ­ляющим.
За пять месяцев внешнего уп­равления ситуацию с помощью средств «Группы Химэкс» удалось стабилизировать: частично пога­шены задолженности по налогам и заработной плате. Была тщатель­но проверена экономическая деятель­ность предприятия. Собранием кредиторов в конце 1997 года была разработана и принята програм­ма финансового оздоровления на период арбитражного управле­ния и заключено соглашение между правительством Саратовской области и ЗАО «Группа Химэкс» по взаимному принятию обяза­тельств. По этому документу пра­вительство области обязалось: предо­ставить налоговые льготы в части зачисления в областной бюджет; рекомендовать главе Балаковской администрации рассмотреть вопрос о предо­ставлении налоговых льгот в час­ти средств, зачисляемых в городской бюджет; наполовину снизить тари­фы на энергоносители. В свою оче­редь, «Группа» обязалась за 18 ме­сяцев стабилизировать финансовый вопрос экономического положение предприя­тия. Для этого оно должно было вложить средства на развитие про­изводства, привлечь кредиты под гарантию правительства Саратовской области и провести комплекс мероп­риятий, направленных на стабили­зацию экономики предприятия. По многим направлениям в 1998 году программа была выполнена. 
Фи­нансово-экономическое состояние пред­приятия стабилизировалось, по некоторым показателям даже улучшилось. Если в декабре 1997 года убыток от производственно-хо­зяйственной деятельности соста­вил 7 млн 210,8 тыс. руб., рента­бельность — минус 61 %, то в январе 1998 года уже появилась прибыль в 293 тыс. руб. и, хоть и малень­кая, но рентабельность в 0,5 %.
В 1999 году арбитражное управление завершилось, и предприятие приобрело новый статус — ЗАО «Волжский дизель им. Маминых».
Во время празднования столе­тия предприятия, в октябре 1999 года, переизданием заводоуправления были установлены макеты дореволюционного дизеля и одной из моди­фикаций дизеля современный памят­ник основателям предприятия — братьям Маминым.

Материал: Балаковская народная энциклопедия  / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с.

Комментариев нет :

Отправить комментарий